БАМ расширят светофорами

БАМ расширят светофорами Комерсантъ: ОАО РЖД может существенно удешевить третью очередь развития Восточного полигона (после 2024 года) за счет замены части капитального строительства мероприятиями по организации движения, считает профильный институт ИЭРТ. На некоторых участках такой подход позволит сократить затраты более чем в 15 раз. Однако эксперты полагают, что схему реально можно применить только на Транссибе, который в отличие от БАМа электрифицирован.

ПГК не исключает IPO, планирует войти в топ-3 контейнерных ж/д операторов

ПГК не исключает IPO, планирует войти в топ-3 контейнерных ж/д операторов ТАСС: Первая грузовая компания (ПГК) продолжает рассматривать возможность первичного размещения акций (IPO), однако считает преждевременным говорить о сроках в нынешней рыночной ситуации, заявил журналистам гендиректор компании Сергей Каратаев.

Грузы выпадают из вагонов

10.01.2013

Как и предполагал "Ъ", железнодорожные перевозки в России начали падать. В декабре 2012 года ОАО РЖД впервые с кризисной осени 2009 года зафиксировало погрузку ниже, чем за аналогичный период предыдущего года. Общее падение составило 3,7%, снижались объемы почти по всем грузам, стабильны только поставки угля, нефти и нефтепродуктов. Темпы роста погрузки замедлились еще осенью. В самой железнодорожной монополии ждут еще большего падения в начале 2013 года. Аналитики отмечают, что объемы падают в первую очередь на внутренних направлениях, а основных проблем ждут в перевозках нефти и стройматериалов.
Вчера ОАО РЖД опубликовало данные по погрузке за 2012 год. Ее объем составил 1,27 млрд тонн - на 2,4% больше, чем в 2011 году. Основными драйверами роста стали строительные грузы (на 14,4%), уголь (на 3,9%), нефть и нефтепродукты (на 3,3%). На общем положительном фоне сильно упали объемы погрузки лесных грузов (на 10,8%), цветной руды и серного сырья (на 6,4%), удобрений (на 3,1%).
Тем не менее декабрь подтвердил наметившуюся тенденцию к снижению перевозок. В этом месяце погрузка впервые с ноября 2009 года оказалась меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Ее объем составил 95,6 млн тонн - на 3,7% ниже, чем в декабре 2011 года. Темпы роста погрузки стали падать еще в начале осени, а в конце ноября президент ОАО РЖД Владимир Якунин назвал ситуацию "сигналом ухудшения экономической конъюнктуры" в стране и даже написал об этом письмо первому вице-премьеру Игорю Шувалову.
В декабре прирост показали только нефть и нефтепродукты - на 4,6% (погрузка составила 20,5 млн тонн). Стабильными были объемы погрузки угля (25,4 млн тонн, падение на 0,4%). Зато снизилась на 39,6% погрузка зерна (до 1,7 млн тонн), на 17,2% - цемента, на 7,2% - строительных грузов. Падение на 3% показала погрузка руды, на 2,9% снизилась погрузка черных металлов, на 9,1% - лесных грузов. Уже несколько месяцев падают объемы погрузки удобрений, в декабре снижение к аналогичному периоду прошлого года составило 6,5%.
В целом, как и в начале экономического кризиса, быстрее всего снижается погрузка на внутренних маршрутах (на 5,2%), в то время как экспортные объемы упали лишь на 1,1%. Эту тенденцию определяют в первую очередь перевозки угля, доля которых в общем объеме рынка максимальная. На внутренних перевозках падение по углю составило 6%, в то время как на экспорт погрузка даже выросла (на 8,7%). По прочим видам грузов динамика обратная. Например, погрузка удобрений для внутренних перевозок в декабре выросла на 15,4%, тогда как на экспорт упала на 18,8%.
В январе 2013 года ОАО РЖД ожидает еще большего падения погрузки (до 7%). Стабильно грузоотправители пока заявляют только перевозки угля, отмечают в монополии. В целом по 2013 году ОАО РЖД ожидает роста погрузки на уровне 2,5-2,6%, но в течение года прогноз может неоднократно корректироваться, как это было, например, в 2012 году. Участники железнодорожного рынка неофициально предполагают, что итоговый рост погрузки в 2013 году может быть близок к нулю. "С учетом запуска нефтепровода ВСТО-2 стоит ждать серьезного падения погрузки по нефти. Объемы строительных грузов, которые раньше были драйверами роста, тоже теперь падают, при этом в ближайшие годы роста ждать не стоит. Для Олимпиады в Сочи почти все, что нужно, довезли, а до чемпионата мира по футболу еще далеко", - говорит топ-менеджер одного из операторов. Владимир Савчук из Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) подчеркивает, что по отдельным месяцам нельзя судить в целом о ситуации с погрузкой. "Одни грузы стараются отгрузить по максимуму, а другие придерживают в зависимости от конъюнктуры.
Например, в 2011 году боялись плохих цифр по углю, но под конец года не успевали удовлетворить все заявки", - поясняет эксперт. Однако и он признает, что "общий спад очевиден".
В 2013 году ИПЕМ прогнозирует снижение погрузки по строительным и нефтяным грузам, продолжение падения по рудам и черным металлам и даже, возможно, по углю за счет стабилизации внутреннего потребления, усиления конкуренции и возможного снижения цен на внешних рынках. Наибольшее снижение объемов погрузки ожидается в первом квартале за счет эффекта высокой базы первых месяцев прошлого года, уточняет Владимир Савчук, а к концу года ситуация должна стабилизироваться.


Газета "Коммерсант", 10 января 2013 г.


Возврат к списку