Операторы едут на угле

КОММЕРСАНТ: Рынок предоставления железнодорожного подвижного состава продолжает расти в условиях угольного бума. Экспортная конъюнктура способствует тому, что быстрее всего прирастает объем перевозок в инновационных (тяжеловесных) вагонах, следует из рейтинга Infoline Rail Russia Top за первое полугодие. При этом операторы начали отказываться от аренды вагонов на фоне роста ставок. Одним из факторов, толкавших в первом полугодии ставку аренды вверх, на рынке называют снижение скорости движения на сети.

Машины позвали на Транссиб

КОММЕРСАНТ: Автопром просит новых скидок от ОАО РЖД
Автоконцерн «Соллерс», работающий на Дальнем Востоке, просит закрепления тарифных скидок ОАО РЖД на десять лет. Это, по мнению совладельца концерна Вадима Шевцова, позволит перевести импорт автомобилей в РФ с морских маршрутов на Транссиб. Азиатские автоконцерны пока ждут предложений от ОАО РЖД, а монополия, в свою очередь, — гарантированных объемов, оправдывающих скидку. Аналитики считают, что вес автоперевозок в бизнесе ОАО РЖД невелик, но сегмент перспективен — в частности, из-за крайне низких ставок на вагоны-автомобилевозы и поручений президента по развитию транзита по Транссибу.

Вагоностроители взялись за стоп-кран

26.12.2012

Как стало известно "Ъ", НП "Объединение вагоностроителей", ключевым участником которого является "Уралвагонзавод", обратилось к премьеру с просьбой запретить продление сроков эксплуатации вагонов. В противном случае выпуск новых вагонов в России может упасть на 40-60%, а участники отрасли потеряют 200 млрд руб. доходов и могут получить убытки на уровне 5 млрд руб.
НП производителей и пользователей железнодорожного подвижного состава "Объединение вагоностроителей" (в него входят НПК "Уралвагонзавод" и другие крупные производители вагонов) обратилось к премьеру Дмитрию Медведеву с просьбой "проработать вопрос" запрета продления срока службы грузовых вагонов "сверх установленного производителями". В письме (копия есть у "Ъ"), которое подписано председателем наблюдательного совета партнерства и главой УВЗ Олегом Сиенко, говорится, что решение о продлении срока эксплуатации вагонов было принято "в качестве временной меры" из-за значительного дефицита грузовых вагонов в конце 1990-х годов. Но сейчас дефицита нет, а на заводах введены новые мощности. По данным НП, из 1150 тыс. использующихся в России грузовых вагонов более 20% эксплуатируются сверх нормативных сроков службы, и их доля растет.
В письме подчеркивается, что по итогам 2012 года в России будет выпущено свыше 70 тыс. грузовых вагонов, но в 2013-м прогнозируется падение спроса. В справке к письму говорится, что на середину декабря объем заказов грузовых вагонов на 2013 год составляет не более 30 тыс., то есть лишь 40% выпуска от объемов 2012 года при мощностях заводов на уровне более 80 тыс. вагонов в год. По оценкам "Infoline-Аналитики", спрос на грузовые вагоны в 2013 году может сократиться до 45-50 тыс. штук при объеме рынка более 90 тыс. в 2012 году.
В НП считают, что без господдержки в ближайшие два года объем выпуска вагонов в России в денежном выражении снизится более чем на 200 млрд руб., убыток предприятий составит не менее 5 млрд руб., поступления в федеральный бюджет упадут на 9 млрд руб., в региональные - на 26 млрд руб. Будет сокращено 26 тыс. сотрудников.
Заместитель гендиректора УВЗ по железнодорожной технике Андрей Шленский пояснил "Ъ", что инициатива партнерства "касается не выведения из эксплуатации тех вагонов, срок службы которых уже продлен, а прекращения продлений для вагонов, срок службы которых подходит к концу". По его словам, это "первоочередная мера поддержки отечественных вагоностроителей на фоне падающего спроса, возможность оптимизации численности вагонов на сети и обновления парка". По оценкам "Infoline-Аналитики", в 2013-2015 годах истечет срок службы 93 тыс. вагонов, 52% из них - полувагоны, 14,5% - цистерны. "В 2013 году из-за непродления срока службы могут быть выведены 35 тыс. вагонов, потери собственников составят более 26 млрд руб., которые складываются из разницы между стоимостью запчастей при утилизации и остаточной стоимостью вагона", - отмечает глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров.
Гендиректор оператора "Спецэнерготранс" Максим Мироненко поддерживает инициативу вагонопроизводителей. "Она может создать определенные проблемы для операторов, у которых большая доля старого парка в собственности, но в целом это правильная идея", - говорит топ-менеджер. Источник в АФК "Система" отметил, что такое решение нужно, но по отдельным типам подвижного состава. Исполнительный директор НП "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава" Дмитрий Королев считает, что консолидированную позицию операторов по этому вопросу сложно сформировать, средний возраст парка у всех разный.
Об ограничении сроков эксплуатации вагонов в пятницу упоминал министр транспорта Максим Соколов. Но он говорил, что "нельзя допустить ситуации, когда государство продало вагоны, а потом запрещает их эксплуатацию". По мнению Михаила Бурмистрова, "резкое изменение правил игры, сопряженное с прямыми финансовыми потерями собственников, будет воспринято крайне негативно", из-за этого некоторые сделки по купле-продаже вагонов, по которым вводится запрет, могут быть оспорены покупателями в судебном порядке.
Заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Олег Трудов добавляет, что также для поддержки отрасли рассматриваются введение программы утилизации с грантом за сданный в утиль вагон, компенсация государством процентов по кредиту на покупку инновационных вагонов в размере 2/3 ставки рефинансирования, введение льготных тарифов на перевозку при использовании инновационных вагонов, а также закупка таких вагонов Государственной транспортной лизинговой компанией.


Газета "Коммерсант", 26 декабря 2012 г.


Возврат к списку