Вагоны замедляют ход

КОММЕРСАНТ: Серьезное замедление оборота грузовых вагонов на железных дорогах во многом вызвано действиями их операторов, грузоотправителей и грузополучателей, считают в ОАО РЖД. При среднем сроке оборота вагона в 16 суток треть времени тратится по вине клиентов, в основном на путях необщего пользования. По словам источников “Ъ”, руководство монополии полагает, что операторы придерживают вагоны, не желая снижать ставки. Однако сами клиенты ОАО РЖД считают, что монополия просто пытается разделить ответственность, ожидая плохих результатов погрузки на фоне ухудшения конъюнктуры экспорта.

10 лет Союзу операторов железнодорожного транспорта

15 июля 2009 года - дата государственной регистрации Союза операторов железнодорожного транспорта в Министерстве юстиции Российской Федерации. Союз сегодня является одной из наиболее авторитетных площадок для ведения конструктивного диалога операторов подвижного состава с ОАО "РЖД" и регулирующими органами. В составе Союза - 30 ведущих игроков рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава.

Нефтяникам и угольщикам дадут скидку на перевозки

РЖД-ПАРТНЕР: Об изменении уровня железнодорожных тарифов на экспортные перевозки дизельного топлива, мазута и газойля говорится в выписке из протокола заседания правления ОАО «РЖД» № 33 от 1 июля 2019 года. В частности, речь идет о перевозке в собственных (арендованных) цистернах со станций Загородняя, Бензин, Новоуфимская Куйбышевской железной дороги. Согласно документу, понижающий коэффициент 0,852 устанавливается с 1 июля этого года по 31 декабря 2021-го в обмен на гарантированный объем перевозок нефтепродуктов с указанных станций – 24 млн т. А именно с 1 июля по 31 декабря этого года в размере не менее 4,8 млн т, а с 1 января по 31 декабря 2020-го в размере не менее 9,3 млн т. Отклонение от гарантированного объема, прописанного в договоре, должно быть не более 10% при безусловном выполнении суммарного гарантированного объема перевозок.

Вагоностроители взялись за стоп-кран

26.12.2012

Как стало известно "Ъ", НП "Объединение вагоностроителей", ключевым участником которого является "Уралвагонзавод", обратилось к премьеру с просьбой запретить продление сроков эксплуатации вагонов. В противном случае выпуск новых вагонов в России может упасть на 40-60%, а участники отрасли потеряют 200 млрд руб. доходов и могут получить убытки на уровне 5 млрд руб.
НП производителей и пользователей железнодорожного подвижного состава "Объединение вагоностроителей" (в него входят НПК "Уралвагонзавод" и другие крупные производители вагонов) обратилось к премьеру Дмитрию Медведеву с просьбой "проработать вопрос" запрета продления срока службы грузовых вагонов "сверх установленного производителями". В письме (копия есть у "Ъ"), которое подписано председателем наблюдательного совета партнерства и главой УВЗ Олегом Сиенко, говорится, что решение о продлении срока эксплуатации вагонов было принято "в качестве временной меры" из-за значительного дефицита грузовых вагонов в конце 1990-х годов. Но сейчас дефицита нет, а на заводах введены новые мощности. По данным НП, из 1150 тыс. использующихся в России грузовых вагонов более 20% эксплуатируются сверх нормативных сроков службы, и их доля растет.
В письме подчеркивается, что по итогам 2012 года в России будет выпущено свыше 70 тыс. грузовых вагонов, но в 2013-м прогнозируется падение спроса. В справке к письму говорится, что на середину декабря объем заказов грузовых вагонов на 2013 год составляет не более 30 тыс., то есть лишь 40% выпуска от объемов 2012 года при мощностях заводов на уровне более 80 тыс. вагонов в год. По оценкам "Infoline-Аналитики", спрос на грузовые вагоны в 2013 году может сократиться до 45-50 тыс. штук при объеме рынка более 90 тыс. в 2012 году.
В НП считают, что без господдержки в ближайшие два года объем выпуска вагонов в России в денежном выражении снизится более чем на 200 млрд руб., убыток предприятий составит не менее 5 млрд руб., поступления в федеральный бюджет упадут на 9 млрд руб., в региональные - на 26 млрд руб. Будет сокращено 26 тыс. сотрудников.
Заместитель гендиректора УВЗ по железнодорожной технике Андрей Шленский пояснил "Ъ", что инициатива партнерства "касается не выведения из эксплуатации тех вагонов, срок службы которых уже продлен, а прекращения продлений для вагонов, срок службы которых подходит к концу". По его словам, это "первоочередная мера поддержки отечественных вагоностроителей на фоне падающего спроса, возможность оптимизации численности вагонов на сети и обновления парка". По оценкам "Infoline-Аналитики", в 2013-2015 годах истечет срок службы 93 тыс. вагонов, 52% из них - полувагоны, 14,5% - цистерны. "В 2013 году из-за непродления срока службы могут быть выведены 35 тыс. вагонов, потери собственников составят более 26 млрд руб., которые складываются из разницы между стоимостью запчастей при утилизации и остаточной стоимостью вагона", - отмечает глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров.
Гендиректор оператора "Спецэнерготранс" Максим Мироненко поддерживает инициативу вагонопроизводителей. "Она может создать определенные проблемы для операторов, у которых большая доля старого парка в собственности, но в целом это правильная идея", - говорит топ-менеджер. Источник в АФК "Система" отметил, что такое решение нужно, но по отдельным типам подвижного состава. Исполнительный директор НП "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава" Дмитрий Королев считает, что консолидированную позицию операторов по этому вопросу сложно сформировать, средний возраст парка у всех разный.
Об ограничении сроков эксплуатации вагонов в пятницу упоминал министр транспорта Максим Соколов. Но он говорил, что "нельзя допустить ситуации, когда государство продало вагоны, а потом запрещает их эксплуатацию". По мнению Михаила Бурмистрова, "резкое изменение правил игры, сопряженное с прямыми финансовыми потерями собственников, будет воспринято крайне негативно", из-за этого некоторые сделки по купле-продаже вагонов, по которым вводится запрет, могут быть оспорены покупателями в судебном порядке.
Заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Олег Трудов добавляет, что также для поддержки отрасли рассматриваются введение программы утилизации с грантом за сданный в утиль вагон, компенсация государством процентов по кредиту на покупку инновационных вагонов в размере 2/3 ставки рефинансирования, введение льготных тарифов на перевозку при использовании инновационных вагонов, а также закупка таких вагонов Государственной транспортной лизинговой компанией.


Газета "Коммерсант", 26 декабря 2012 г.


Возврат к списку