ИПЕМ предложил возможный механизм регулирования профицита парка грузовых вагонов

ИПЕМ предложил возможный механизм регулирования профицита парка грузовых вагонов РЖД-ПАРТНЕР: По мнению Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), наблюдаемый пик производства грузовых вагонов несет риски как для вагоностроителей, так и для железнодорожного транспорта в целом. ИПЕМ считает, что системную проблему неравномерности производства подвижного состава возможно решить долгосрочным регулированием тарифов на отстой порожних вагонов.

РЖД затягивает пояс

14.01.2013

Президент РЖД Владимир Якунин поручил топ-менеджерам компании до 15 февраля разработать план антикризисных мероприятий на 2013 г. и в перспективе на 2015 г., сообщил «Ведомостям» источник в монополии. Об этом же сообщило в пятницу и агентство «Прайм». План предполагает сокращение расходов РЖД в этом году как минимум на 50 млрд руб., уточнил собеседник «Ведомостей».
Секвестру могут подвергнуться «внутренние расходы»: в основном это затраты на закупки, говорит сотрудник РЖД. Не исключил он и сокращения численности персонала. Расходы на строительство новых путей и модернизацию существующих, а также закупку подвижного состава (основные статьи расходов РЖД) урезаться не будут, уточняет он.
Разработка плана антикризисных мероприятий связана с ухудшением показателей погрузки на сети РЖД: в нынешнем месяце он будет на 7,7% меньше по сравнению с январем прошлого года, поясняет собеседник «Ведомостей». В 2012 г. объем погрузки в целом вырос — на 2,4%, до 1,27 млрд т. Но в декабре погрузка упала на 3,7%. «Это не потому, что мы работаем плохо, — груза нет», — объяснял в ноябре Якунин (цитата по «Интерфаксу»). Собеседник «Ведомостей» подчеркивает, что снижение произошло по всем видам грузов.
В нынешнем году доходы РЖД составят 1,48 трлн руб., расходы — 1,38 трлн руб., говорится в финансовом плане монополии на 2013-2015 гг. Самая большая статья расходов — оплата труда (433 млрд руб.), «материальные затраты» — 471,9 млрд руб., амортизация — 199,6 млрд руб., отчисления на социальные нужды — 117,3 млрд руб.
Получается, что компания намерена сократить расходы примерно на 3,6%. РЖД только за счет повышения эффективности работы способна сократить расходы гораздо больше чем на 50 млрд руб., говорит аналитик Raffeisenbank Константин Юминов. С ним согласен и чиновник одного из федеральных ведомств, курирующих РЖД. Он полагает, что у монополии есть резерв для повышения производительности труда, что сократит расходы на персонал компании.
Вдобавок РЖД следовало бы отказаться от дорогостоящих покупок, считает сотрудник одного из железнодорожных операторов. К примеру, недавно РЖД купила 75% логистической компании Gefco за 800 млн евро, указывает он.
С падением объема перевозки грузов сократятся и доходы компании, констатирует гендиректор Infoline Михаил Бурмистров. С учетом того что крупных приватизационных сделок на этот год пока не запланировано (продажу контрольного пакета «Трансконтейнера» правительство не утвердило), в условиях снижения объема погрузки РЖД может настаивать на введении инвестсоставляющей в тариф на перевозку грузов в пределах 4%, уверен эксперт. Якунин уже высказывался в поддержку этой идеи. Не против и Минтранс, говорил еще в декабре министр транспорта Максим Соколов: «Это целесообразный и гарантированный источник развития железных дорог» (цитата по «Интерфаксу»).
Секвестируйте больше
Осенью Якунин заявлял о намерении РЖД сэкономить 240 млрд руб. за три года (т.е. по 80 млрд руб. в год). До 1 ноября рабочая группа во главе с вице-премьером Аркадием Дворковичем должна была представить в правительство «план повышения эффективности» РЖД, предполагающий экономию этой суммы. Тогда Минэкономразвития рекомендовало РЖД увеличить производительность труда в 2013 г. на 4%, а затем – на 5% в год, сообщил сотрудник ведомства, а сокращать издержки – в том числе за счет оптимизации численности штата монополии. Якунин говорил, что он против сокращения штата.


Газета "Ведомости", 14 января 2013 г.


Возврат к списку