Грузы испугались неизвестности

Грузы испугались неизвестности КОММЕРСАНТ: Власти определились, что после 2025 года, когда истечет действующая долгосрочная программа развития ОАО РЖД, монополии понадобится новая тарифная система. На ее разработку чуть больше года дали Минэкономики, вступит в действие система с 2026 года.

ИПЕМ предложил возможный механизм регулирования профицита парка грузовых вагонов

ИПЕМ предложил возможный механизм регулирования профицита парка грузовых вагонов РЖД-ПАРТНЕР: По мнению Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), наблюдаемый пик производства грузовых вагонов несет риски как для вагоностроителей, так и для железнодорожного транспорта в целом. ИПЕМ считает, что системную проблему неравномерности производства подвижного состава возможно решить долгосрочным регулированием тарифов на отстой порожних вагонов.

На старых запасах

24.01.2013

декабрь оказался, пожалуй, самым сложным периодом всего минувшего года. Набранные в первом полугодии неплохие темпы роста погрузки заметно ослабли в октябре и ноябре (соответственно 1,3% и 1,7%) и вовсе сошли на нет с началом зимы.
Более того, в сравнении с декабрем 2011 года погрузка упала на 3,7%. Правда, весомый задел, созданный в предыдущие месяцы, позволил все-таки в целом по итогам года удержать положительную динамику погрузки на уровне 2,4%.
Уже в первой декаде декабря из-за массовых отказов от погрузки компания недосчиталась более чем 1,5 млн тонн, которые ранее значились в месячных планах. В основном нехватка имела место в регионах обслуживания Московской, Юго-Восточной и Западно-Сибирской дорог. Причем на первых двух отставание в предъявлении доходило до объемов суточной погрузки. Отставали от плана практически все основные номенклатурные группы. Крайне неустойчивой в первой декаде оказалась ситуация с черными металлами, поскольку далеко не все производители подтвердили уже согласованные объемы.
Особенно отставание было ощутимо во внутренних перевозках. В первой декаде декабря к уровню ноября оно достигло 8,4% (к декабрю 2011 года погрузка упала на 5%). В сравнении с 2007 годом погрузка в начале декабря упала еще больше - на 13,7%.
Однако при общем снижении объемов перевозок в тот же период сохранялась тенденция роста погрузки в адрес портов. В целом по сети к предыдущему году в начале декабря был зафиксирован приличный рост - до 9%, причем в порты Северо-Западного бассейна он достиг 15%.
Однако во второй половине декабря из-за организационных проблем ситуация в портах резко обострилась. В сравнении со средним уровнем первой половины декабря к концу третьей декады выгрузка упала на 7%. На припортовых станциях на тот период скопилось порядка 46,4 тыс. груженых вагонов, что на 10 тыс. выше установленного норматива и на 2,5 тыс. больше уровня предыдущего года. При этом темпы роста погрузки по отношению к 2011 году в среднем упали на 2%. В том числе в порты Северного Кавказа они снизились на 4%, однако выросли на 8% в порты Дальнего Востока и на 3% в порты региона обслуживания Октябрьской дороги. Основные причины, как сообщили в Центральной дирекции управления движением, в первую очередь были связаны с неблагоприятной погодой. В этой ситуации ОАО "РЖД" в тесном взаимодействии с Минтрансом и портовиками был принят ряд мер, направленных на улучшение организации выгрузки и своевременного подвода грузов в порты.
Во второй половине месяца удалось несколько стабилизировать ситуацию с внутренними перевозками, хотя отставание к прошлому году оставалось по-прежнему значительным (4,9%). В план вошли такие грузы, как нефть и нефтепродукты, черные металлы, химические и минеральные удобрения. Значительно отставали (5,6%) лишь низкодоходные грузы 1-го класса.
Рекордный спад был зафиксирован в перевозках зерна (38%): високосный 2012 год оказался на редкость неурожайным.
В то же время к концу третьей декады рост погрузки нарастающим итогом с начала года достиг того предельного значения (2,4%), которое было определено на заседании совета директоров компании и которое удалось удержать до конца декабря. При этом среднесуточная погрузка на сети в минувшем году составила 3268,8 тыс. тонн.
Абсолютным лидером по темпам прироста стала Куйбышевская дорога (7,9% к 2011 году), там же, кстати, были отмечены наибольшие темпы прироста производительности труда людей, занятых на перевозках (6,9%). Лишь на 1% в темпах погрузки отстала Южно-Уральская дорога. И третий результат по этому показателю достигнут на Юго-Восточной (5%). Высокие показатели прироста производительности труда по итогам года были показаны на Октябрьской и Свердловской - 5,9% и 5,7% соответственно.
Лидером последнего и самого напряженного для компании месяца стала Приволжская дорога, где погрузка к предыдущему году приросла на 7,8%. Неплохо отработала Калининградская (6,2%).
Наихудшее положение дел сложилось на Забайкальской (4,4% к 2011 году). Немногим лучше отработали на Горьковской (3,9%).
Сейчас с учетом уроков минувшего года на сети на 2013 год разработана программа по привлечению дополнительных объемов грузов и конкретные мероприятия по каждому региону.
К сожалению, непростая макроэкономическая обстановка как на внутренних, так и на внешних рынках пока не располагает к оптимистичным прогнозам. В январе план погрузки на сети был утвержден на 7,1% ниже уровня прошлого года. Согласно плану необходимо обеспечивать выполнение среднесуточного планового задания в течение месяца в объеме 3042 тыс. тонн.

Газета "Гудок", 24 января 2013 г.


Возврат к списку