ФАС рвется в машинисты

ГАЗЕТА.RU: Федеральная антимонопольная служба намерена вновь установить контроль над рынком железнодорожных операторов. Однако правительство проявляет взвешенную позицию к предложениям службы, оставляя бизнесу и регуляторам право на совместную проработку решений.

Точечный дефицит полувагонов, на который осенью пожаловались производители соли, хлеба, щебня, а также потребители угля, стал поводом для ряда предложений от Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Их принятие может кардинально изменить структуру рынка железнодорожных перевозок и сделать ФАС его главным регулирующим органом, чего служба добивается уже не первый год. Однако это противоречит основной функции ФАС – способствовать развитию конкуренции.

Контейнер в портфеле

РБК: Структуры Романа Абрамовича и Александра Абрамова приобрели долю "Трансконтейнера". Новыми акционерами крупнейшего российского контейнерного железнодорожного оператора стали Роман Абрамович и Александр Абрамов. Аналитики полагают, что это портфельная инвестиция и бизнесмены перепродадут свою долю.

В «Трансконтейнер» поместились еще двое

КОММЕРСАНТ: Роман Абрамович и Александр Абрамов приобрели 24,5% крупнейшего в РФ контейнерного оператора «Трансконтейнер» за 14,7 млрд руб. у близкого к ОАО РЖД НПФ «Благосостояние». На фоне обсуждений механизмов продажи принадлежащего монополии контрольного пакета «Трансконтейнера» появление новых инвесторов стало неожиданностью для рынка. Собеседники “Ъ” и эксперты разошлись во мнениях о целях данной сделки. Высказываются и версия покупки в личных интересах с возможным увеличением доли в компании, и предположение о перепродаже пакета — как с целью заработать, так и в рамках договоренностей с неизвестным пока бенефициаром.

РЖД пустило полувагоны под гору

28.01.2013

С понедельника ОАО РЖД начало предоставлять свои вагоны под погрузку на условиях общего парка, а не по утвержденным специальным приказом Федеральной службы по тарифам ценам, как в 2012 году. Услуги компании станут дешевле, при этом она будет привлекать подвижной состав у дочерней Федеральной грузовой компании уже не по 1003 руб. в сутки, а примерно по 700-800 руб. Операторы опасаются, что низкие цены ОАО РЖД осложнят ситуацию на и так уже просевшем рынке полувагонов. Но в монополии говорят, что из-за нерыночных ставок у нее простаивает свыше 20 тыс. привлеченных вагонов.
В распоряжении "Ъ" оказалась телеграмма вице-президента ОАО РЖД по коммерции Салмана Бабаева от 24 января. В ней сообщается, что с 28 января расчеты за перевозку грузов в привлеченном парке монополии производятся по правилам прейскуранта 10-01 для вагонов общего парка. Это значит, что теперь у ОАО РЖД вагонная составляющая тарифа рассчитывается не по специально утвержденным расценкам, как в 2012 году, а по прейскуранту, пояснил источник "Ъ" в монополии. В 2012 году цены на услуги по перевозке грузов в привлеченном парке были утверждены отдельным приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ). Но на новый год он не продлен, поэтому монополия и возвращается к работе по прейскуранту.
Перевозка грузов в вагонах монополии, особенно на дальние расстояния, теперь станет дешевле, говорит "Ъ" высокопоставленный источник в ОАО РЖД. Цены в прошлогоднем приказе ФСТ рассчитывались в другой рыночной ситуации, сейчас конъюнктура гораздо хуже, поясняет он. По словам собеседника "Ъ", у ОАО РЖД из-за работы по ставкам начала прошлого года в итоге простаивает более 20 тыс. вагонов привлеченного парка.
Соответственно, снизится и цена, по которой ОАО РЖД привлекает подвижной состав у Федеральной грузовой компании (ФГК). В 2012 году это было 103 тыс. полувагонов, по решению правительства их число должно быть уменьшено до 88 тыс. к 1 марта. Раньше ОАО РЖД платило ФГК 1003 руб. за вагон в сутки, хотя осенью служба открыла монополии коридор, позволив опускать цену привлечения до 900 руб. в сутки. Теперь ставка аренды будет рассчитываться по правилам общего парка. "Пока она будет в диапазоне 700-800 руб. за вагон в сутки, и это уже гораздо ближе к рынку", - поясняет собеседник "Ъ" в ОАО РЖД.
Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, рассказал, что прошлогодние фиксированные ставки утверждались ФСТ на один год. По итогам первого года работы привлеченного парка ОАО РЖД должно было раскрыть "ряд показателей", на основании которых планировалось рассчитывать ставки на следующий период. Но монополия эти данные так и не опубликовала (в первом полугодии ОАО РЖД получило от работы привлеченного парка убыток в размере около 4 млрд руб., годовые результаты в монополии не комментируют).
"Поэтому сейчас и применяется пункт 1.7 прейскуранта, по которому расчет осуществляется по ставкам для общего парка", - пояснил источник "Ъ".
Частные операторы опасаются, что ОАО РЖД, снизив цены на перевозки в привлеченных вагонах и на их аренду, дополнительно просадит и так проблемный рынок. "С полувагонами все сложно с прошлого лета. Показательны ставки аренды, которые упали с 1,2-1,4 тыс. руб. за вагон в сутки до 900 руб. к концу года. И снижение продолжается. Сейчас прогнозы самые разные, в том числе пессимистичные, согласно которым уже в ближайшие месяцы ставки могут упасть до 500 руб. в сутки и даже ниже", - отмечает топ-менеджер одного из частных операторов. С учетом того что ОАО РЖД вместе с дочерней ФГК занимает на рынке полувагонов около 20% (по размеру парка), их ценовая политика хотя и не является определяющей, но влияет на общую ситуацию, подтверждает еще один оператор.
Однако глава компании "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров считает, что в краткосрочной перспективе существенного давления на рынок решение ОАО РЖД не окажет.
"Скорее монополия пытается догнать рынок и обеспечить спрос на вагоны ФГК", - поясняет эксперт, подчеркивая, что "некоторые операторы демпингуют сейчас по еще более жестким ценам". Но, добавляет господин Бурмистров, цены на услуги привлеченного парка - ориентир, который может не позволить рынку восстановиться во втором полугодии.

Газета "Коммерсант", 28 января 2013 г.


Возврат к списку