Железные дороги поедут по указам

КОММЕРСАНТ: ОАО РЖД обновило долгосрочную программу развития

ОАО РЖД выпустило новую версию долгосрочной программы развития (ДПР) до 2025 года на базе свежих майских указов президента РФ. В ней предусмотрен больший рост финансовых показателей компании: так, чистая прибыль должна увеличиться в 16 раз к итогам 2017 года, до 282,5 млрд руб. ОАО РЖД планирует амбициозное увеличение погрузки и грузооборота (за счет колоссальных объемов угля) и заметно улучшило прогноз по пассажирообороту, который в первой версии программы стагнировал, а по обновленным оценкам будет расти на 3% в год.

Хлебный год

ГУДОК: Погрузка зерна на сети РЖД за январь – май текущего года достигла 12,3 млн тонн (+51,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Больше половины (7,8 млн тонн) погружено на экспорт, при этом объёмы вывоза увеличились на 85%. Свою роль сыграли меры поддержки экспорта и тарифные инициативы РЖД.

Лесовозы уедут за границу

КОММЕРСАНТ: Финляндия попросила у России вагоны
Как стало известно “Ъ”, Финляндия предложила России допустить российские вагоны-лесовозы на местный рынок. Сейчас при росте производства в финской лесной промышленности парка не хватает, найти вагоны в ЕС трудно из-за разницы в ширине колеи. Порядка 2 тыс. лесовозных платформ из РФ ежедневно оказываются в Финляндии, но задействовать их в местных перевозках нельзя. Ведомства РФ обдумывают предложение, а операторы вагонов, хотя и заинтересованы в нем, не понимают пока, как технически организовать экспорт услуг по перевозке леса.

Порог стабильности

06.02.2013

Наиболее оптимистичный сценарий развития железнодорожной отрасли в "прогнозе долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года", представленный на сайте министерства экономического развития, гарантирует государственные инвестиции в размере 6,4 трлн руб. уже до 2020 года. А в следующие десять лет уровень вложений может достичь 15 трлн руб.
Реализация потенциала железнодорожного комплекса увязана в прогнозе ведомства с тремя знаковыми направлениями: развитием высокоскоростных магистралей, обновлением БАМа и повышением транзитного потенциала страны.
При этом проекты строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей Москва - Санкт Петербург (ВСМ-1) и Москва - Екатеринбург (ВСМ-2) обозначены в прогнозе как наиболее актуальные.
В случае развития экономики РФ по консервативному сценарию (с недостаточным уровнем инвестиций) горизонт реализации проектов может сдвинуться на 10-20 лет. При самом позитивном, третьем сценарии, учитывающем опережающие темпы развития инфраструктуры, деньги из госбюджета на них могут выделить в 2013-2014 годах.
Параметрами ВСМ-1 предусмотрено сооружение магистрали протяженностью 659 км и общей стоимостью 1,204 трлн руб. С вводом ее в эксплуатацию время в пути между двумя мегаполисами составит три часа (с учетом максимальной скоро сти движения на отдельных участках до 400 км/ч). Завершить проект предполагается в 2018 году.
В документе отмечается, что строительство ВСМ-2 (Москва - Екатеринбург) прогнозируется в период 2020-2030 годов.
Хотя уже есть предложения реализовать проект раньше дороги между Москвой и Санкт-Петербургом. Стоимость первого этапа ВСМ-2 протяженностью 1615 км в документе оценивается в 1,53 трлн руб.
С вводом в строй этой магистрали время поездки по маршруту Москва - Екатеринбург сократится с 30 до 8 часов (с учетом максимальной скорости движения на отдельных участках до 400 км/ч).
В перспективе на основе этой магистрали планируется строительство сразу нескольких перспективных высокоскоростных линий: Омск - Новосибирск, Новосибирск - Красноярск и Казань Самара.
В прогнозе обозначен проект по развитию и обновлению БАМа на участке Ванино - Совгаваньский транспортный узел.
От успеха этого проекта напрямую зависит увеличение к 2020 году грузооборота в восточном направлении до 54,2 млн тонн, что в четыре раза больше уровня 2011 года. Согласно тексту "Прогноза", при консервативном сценарии объем инвестиций в развитие БАМа значительно сократится. В этом случае реализация проекта будет осуществляться целиком за счет средств ОАО "РЖД", соответственно, заявленный объем погрузки будет просто недостижимым.
Планируемый объем инвестиций в этот проект должен составить 737 млрд руб. (в ценах 2011 года). Предполагаемая поддержка со стороны федерального бюджета оценивается в документе Минэкономразвития в объеме 208 млрд руб. до 2016 года.
При благоприятных условиях развития экономики страны в период с 2013 по 2030 год будет построено до 20 тыс. км новых железнодорожных линий.
В предисловии к документу подчеркивается, что разработанный долгосрочный прогноз "формирует единую платформу для разработки долгосрочных стратегий, целевых программ, а также прогнозных и плановых документов среднесрочного характера".
"Нынешняя стратегия была разработана с учетом прогнозов Минэкономразвитияна новых показателях мировой экономики и субъектов Российской Федерации, а также последствий вхождения России в ВТО и создания Единого экономического пространства в рамках Таможенного союза", - считает заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов. Вместе с тем, по его словам, транспортная система в нынешнем состоянии не позволяет пока в полном объеме удовлетворить спрос растущих сегментов национальной экономики.
"Для формирования в стране выделенной высокоскоростной системы железнодорожного сообщения требуются госассигнования", - сказал замминистра транспорта.

Газета "Гудок", 6 февраля 2013 г.


Возврат к списку