Evraz докатил до аварии

КОММЕРСАНТ: Вагоны со старыми колесами группы запрещены.

Ространснадзор запретил использовать вагоны с колесами, выпущенными в 2003–2006 годах одним из двух российских производителей — Нижнетагильским меткомбинатом (НТМК) Evraz. С их дефектом связывают два схода грузовых вагонов в последний год. Железнодорожники испытывают острый дефицит колес на 200–300 тыс. единиц в год. Но, по мнению участников рынка, колес НТМК, попавших под запрет, осталось не более 6 тыс. штук, то есть он ситуацию серьезно не ухудшит. В Evraz же говорят, что с 2005 года не выпускают колеса, в которых в принципе возможен выявленный дефект.

Производство грузовых магистральных вагонов в РФ увеличилось в январе-марте 2019 года на 23,2%

ТАСС: Производство грузовых магистральных вагонов широкой колеи в РФ по итогам января- марта 2019 года выросло на 23,2% относительно аналогичного периода 2018 года, до 18,4 тыс. единиц. Данная информация содержится в материалах Росстата, пишет ТАСС.

Рост производства магистральных тепловозов составил 18,9%, до 63 секций. Производство магистральных электровозов сократилось на 4,8%, до 60 штук. В марте 2019 года отмечается рост производства грузовых вагонов относительно марта 2018 года на 16,3% и относительно февраля 2019 года - на 6,3%.

Просрочка доставки грузов обойдется РЖД дешевле

11.02.2013

Грузоотправители все чаще взыскивают с РЖД значительные штрафы за задержки при доставке товаров. Объем взысканий сейчас серьезно увеличился, рассказал "Известиям" источник в Минтрансе. РЖД, средняя скорость перевозки грузов по которым в 2012 году составила 9,1 км/ч, пытаются решить проблему по-своему. В Минтрансе уже рассматриваются предложения компании по внесению изменений в Устав железнодорожного транспорта (УЖТ) и радикальному снижению штрафов.
Сейчас УЖТ в России установлена ответственность перевозчика за просрочку доставки грузов - пени в размере 9% от провозной платы за каждый день сверх нормативного срока доставки, но не более уплаченного за перевозку. В последнее время число взысканий, обращенных на РЖД из-за срыва сроков, постоянно увеличивается, рассказал "Известиям" источник в Минтрансе.
Согласно отчетности РЖД по МСФО, за первые шесть месяцев 2012 года сумма штрафов, выставленных клиентами, составила 1,773 млрд рублей. Убыток списывался по статье "Прочие расходы". Годом ранее требования грузоотправителей были почти в четыре раза скромнее - 472 млн рублей.
Значительную часть этой суммы составляют именно штрафы за просрочку в доставке вагонов. По данным РЖД, выплаты по штрафным санкциям за первые четыре месяца прошлого года составили 412 млн рублей.
Более свежих данных в компании оперативно предоставить не смогли.
Как рассказывают в РЖД, основная доля претензий приходится на перевозку порожних вагонов.
- Фактически получается, что задержка более чем на 11 суток делает доставку вагонов бесплатной, чем и пользуются грузоотправители. В результате простои собственного и арендованного подвижного состава на путях инфраструктуры по своей вине или вине получателя они предъявляют РЖД, - негодуют в компании.
Стоит отметить, что по итогам 2012 года средняя скорость движения грузовых поездов с учетом погрузки и выгрузки упала до 219 км в сутки, или 9,1 км/ч. Это худший показатель за последние 15 лет, медленнее поезда ходили лишь в 1997 году - 8,3 км/ч.
Как пояснили в компании, в соответствии с УЖТ и Тарифным руководством, утвержденным в 2002 году, перевозчик имеет право взыскивать плату за пользование вагонами. Сегодня РЖД вагонами не владеет, в то же время ни в УЖТ, ни в каком-либо ином законе не предусмотрена обязанность отправителей и получателей грузов, владельцев подвижного состава платить перевозчику за использование инфраструктуры. Сегодня у РЖД нет рычагов влияния на собственников и операторов подвижного состава, считают в компании.
- Необходимо внести изменения в 97-ю статью УЖТ относительно размера законной неустойки за просрочку доставки груза, сейчас она в 324 раза выше ставки рефинансирования Центробанка, - говорит представитель монополии. - Кроме того, нужно включить положения, предусматривающие раздельное начисление пени за просрочку грузов и порожних вагонов. Это позволит уменьшить ответственность перевозчика в последнем случае, особенно когда вагоны следуют на станцию без подтвержденной заявки.
Как поясняет глава агентства Infranews Алексей Безбородов, заявки на перевозку грузов формально принимают не в РЖД, а на конкретных станциях. При этом некоторые станции, например станции при нефтяных заводах, в конце года принимают заявки с избытком на 20-30%, чтобы выполнить план. Это результат того, что производственники форсируют погрузку.
- Сейчас мощность перевозки задействована только на 30% от уровня перевозок конца 1980-х. Тогда грузооборот был больше, но диспетчеризация была лучше, при том что 10% диспетчеризации были секретными - транспортировались военные грузы. При этом среднесуточная скорость грузового вагона была около 35 км/ч против 4,7 км/ч сейчас. У РЖД есть запас мощности, - говорит эксперт. Он допускает, что РЖД невыгодно иметь хорошие показатели из-за госфинансирования.
Инвестпрограмма РЖД в 2013 году запланирована на уровне чуть более 410 млрд рублей, около половины суммы придется на заемные средства. Общий объем инвестпрограммы до 2020 года - 5,9 трлн рублей, дефицит - 1,9 трлн рублей. Требуемый объем государственной поддержки только на реализацию первоочередных мероприятий развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона до 2016 года составляет порядка 291 млрд рублей. Из них порядка 208 млрд рублей требуется на развитие БАМа и 83 млрд рублей - на модернизацию Транссиба.
В то же время гендиректор агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров уверен, что проблема с погрузкой вызвана снижением эффективности диспетчеризации в условиях формирования в конце прошлого года профицита полувагонов. Кроме того, уровень штрафов вырос в результате увеличения доли частного парка вагонов после приватизации Первой грузовой компании и в связи с более жестким подходом грузоотправителей и операторов к вопросам взаимодействия с РЖД. Раньше мелкие задержки вагонов зачастую не приводили к взысканию штрафов.
Профицит полувагонов достиг не менее 100 тыс. единиц и одновременно усилились проблема нехватки локомотивной тяги и узких мест на железнодорожной инфраструктуре, добавляет эксперт. Однако, по словам Бурмистрова, ситуация со сроками доставки грузов в будущем может улучшится, причем и без изменений в уставе. В первую очередь за счет улучшения диспетчеризации, ростом объемов списания грузовых вагонов и увеличением закупок новых локомотивов.

Газета "Известия", 11 февраля 2013 г.


Возврат к списку