Операторы едут на угле

КОММЕРСАНТ: Рынок предоставления железнодорожного подвижного состава продолжает расти в условиях угольного бума. Экспортная конъюнктура способствует тому, что быстрее всего прирастает объем перевозок в инновационных (тяжеловесных) вагонах, следует из рейтинга Infoline Rail Russia Top за первое полугодие. При этом операторы начали отказываться от аренды вагонов на фоне роста ставок. Одним из факторов, толкавших в первом полугодии ставку аренды вверх, на рынке называют снижение скорости движения на сети.

Машины позвали на Транссиб

КОММЕРСАНТ: Автопром просит новых скидок от ОАО РЖД
Автоконцерн «Соллерс», работающий на Дальнем Востоке, просит закрепления тарифных скидок ОАО РЖД на десять лет. Это, по мнению совладельца концерна Вадима Шевцова, позволит перевести импорт автомобилей в РФ с морских маршрутов на Транссиб. Азиатские автоконцерны пока ждут предложений от ОАО РЖД, а монополия, в свою очередь, — гарантированных объемов, оправдывающих скидку. Аналитики считают, что вес автоперевозок в бизнесе ОАО РЖД невелик, но сегмент перспективен — в частности, из-за крайне низких ставок на вагоны-автомобилевозы и поручений президента по развитию транзита по Транссибу.

Снизить проще

12.01.2013

Ожидается, что в ближайшее время совет директоров ОАО "РЖД" рассмотрит Методику определения ценовых пределов тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозкам грузов, а также правил и условий их применения. Документ был разработан ФСТ и содержит условия, при которых РЖД могут снижать стоимость перевозки на 12,7% и повышать на 13,4%. Грузоотправители, естественно, опасаются, что ОАО "РЖД" из-за нехватки инвестиционных средств активно начнет пользоваться возможностью повышения, однако документ оказался заточен более под дисконты, нежели надбавки.
Достаточно сказать, что "понижательных" условий там десять, а "повышательных" - всего пять. Причем, как полагают в компании, реально можно обосновать необходимость повышения лишь по одному пункту: когда ценовой уровень экспортных перевозок на определенном участке на 5% и более превышает стоимость транзита по этому же участку. Все остальное, мягко говоря, трудноосуществимо.
Например, можно поднять тариф в случае роста цены продукции более чем на 25% за предыдущие три года. Но при этом транспортная составляющая не должна повыситься более чем на 5%, и применить это все можно к грузам, где транспортная составляющая изначально не превышает 25%. Да еще и нужно обосновать, что повышение стоимости было без учета традиционной сезонности. Понятно, что такие грузы нужно еще поискать. И не факт, что они вообще найдутся.
Более понятна ситуация, при которой можно повысить тариф, если реализуется какой-то инфраструктурный проект. Но сделать это можно только в течение двух лет. Много ли у РЖД проектов, которые окупаются за два года? В этом случае необходимо повысить цену на перевозки настолько, что ни один грузовладелец по этим путям не поедет. Кроме того, если и находятся проекты, где грузоотправитель готов заплатить за расширение инфраструктуры просто вперед (как в случае с "НОВОТЭКом"), то здесь никакие особые методики и не нужны.
Зато снизить тариф можно практически по любому поводу. Это, конечно, тоже хорошо в конкурентной борьбе с теми же автомобилистами, однако тревожит определенная тенденция, которая складывается уже на протяжении десятилетий. Если на международном рынке падает цена на какой-то продукт, то производители обычно думают, прежде всего, не о том, как сократить свои издержки, а о снижении тарифа на перевозку.
А перевозчику тоже жить нужно.

Газета "Гудок", 12 февраля 2013 г.


Возврат к списку