ИПЕМ предложил возможный механизм регулирования профицита парка грузовых вагонов

ИПЕМ предложил возможный механизм регулирования профицита парка грузовых вагонов РЖД-ПАРТНЕР: По мнению Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), наблюдаемый пик производства грузовых вагонов несет риски как для вагоностроителей, так и для железнодорожного транспорта в целом. ИПЕМ считает, что системную проблему неравномерности производства подвижного состава возможно решить долгосрочным регулированием тарифов на отстой порожних вагонов.

Вывели за пределы

12.02.2013

Чтобы увеличить пропускную способность дороги, на Куйбышевской организовали грузовое движение по твёрдым «ниткам» графика и начали выводить порожние вагоны на пути необщего пользования.
Объем погрузки в январе на магистрали составил свыше 5,8 млн тонн. Это выше показателей первого месяца прошлого года на 1,2% и на 0,9% больше запланированного.
"Чтобы сохранить положительную динамику, необходимо сократить количество порожних вагонов, занимающих пути общего пользования", - считает начальник Куйбышевской дирекции управления движением Владимир Кутумов.
С этой целью на дороге выделили 22 дополнительных направления для организации грузового движения по твердым "ниткам" графика. Именно внедрение жесткого графика, которое началось еще в прошлом году, помогло выполнить все заявки грузоотправителей нефтепродуктов - основных клиентов дороги.
"И это несмотря на высокую занятость инфраструктуры и избыток парка порожних вагонов", - говорит Владимир Кутумов.
Сейчас на магистрали насчитывается около 58 тыс. порожних вагонов. При этом на километр путей общего пользования приходится в три раза больше порожнего подвижного состава, чем на километр путей необщего пользования.
"Чтобы снизить загрузку путей и повысить пропускную способность, всем центрам организации работы станций дано задание организовать работу с владельцами путей необщего пользования и собственниками подвижного состава. Необходимо вывести за пределы инфраструктуры общего пользования в отстой невостребованный вагонный парк в размере не менее 5640 вагонов", - рассказал Владимир Кутумов.
По словам заместителя начальника центра организации работы станций Башкирского региона Вячеслава Гарданова, его сотрудники уже проконсультировались с несколькими крупными предприятиями, имеющими большие парки и развитую путевую инфраструктуру, чтобы использовать их ресурс для отстоя порожняка.
"Собственникам подвижного состава направили коммерческие предложения. Стоимость отстоя одного вагона в сутки составляет порядка 350-400 руб. Многих это устраивает. По крайней мере, благодаря совместным действиям всех участников рынка мы разместили таким образом около 500 вагонов", - говорит Вячеслав Гарданов.
Всего же на Куйбышевской дороге уже сегодня на частной инфраструктуре "отдыхают" свыше 3 тыс. вагонов.
Еще одна мера - ограничениеприема подвижного состава на промывочно-пропарочных станциях в соответствии с их перерабатывающими способностями. Это позволит избежать его концентрации на путях ППС и существенно упростит работу.
Например, перерабатывающая мощность промывочно-пропарочной станции Черниковка-Восточная составляет 150 вагонов в сутки. Как рассказал ее начальник Станислав Ширяев, с конца прошлого года введен логический контроль подачи вагонов на переработку - подготовку под налив.
"Система позволяет в автоматическом режиме следить за подачей вагонов - не больше 150 - на станцию. "Лишние" вагоны размещаются в отстой на путях необщего пользования, а на станции высвобождается инфраструктура под движение вагонов, занятых в работе", - объясняет Станислав Ширяев.
Другой не менее эффективный способ возврата порожняка - организация кольцевых маршрутов по расписанию.
Например, организован кольцевой маршрут Красный Гуляй (грузоотправитель ООО "Ташлинский ГОК") - Салават (грузополучатель ОАО "Салаватстекло").
"Если раньше в перевозках на данном направлении было задействовано 350-420 вагонов, то после ввода специализированного расписания их количество удалось уменьшить до 132. При этом мы добились сокращения срока доставки со 144 до 50 часов", - отмечает Владимир Кутумов.
Организация перевозок по такому расписанию выгодна грузоотправителям, дороге и операторам подвижного состава. С одной стороны, сокращается срок доставки грузов, с другой - снижается парк операторов и количество собственников подвижного состава. А дорога частично освобождает участки инфраструктуры от порожних или груженых вагонов. По словам начальника Куйбышевского территориального центра фирменного транспортного обслуживания Игоря Хахулина, в 2013 году основной рост погрузки на дороге ожидается в первую очередь за счет нефтеперерабатывающих заводов: "Газпром нефтехим Салават" планирует отправить 951 тыс. тонн (26,5%), "ТАНЕКО" - 415 тыс. тонн (6,6%), в два раза увеличивается погрузка УК "САНОРС".
На дороге рассчитывают, что принимаемые меры по увеличению пропускной способности - в том числе вывод порожних вагонов на пути необщего пользования - позволят справиться с возможным ростом погрузки.

Газета "Гудок", 12 февраля 2013 г.


Возврат к списку