Вагоны замедляют ход

КОММЕРСАНТ: Серьезное замедление оборота грузовых вагонов на железных дорогах во многом вызвано действиями их операторов, грузоотправителей и грузополучателей, считают в ОАО РЖД. При среднем сроке оборота вагона в 16 суток треть времени тратится по вине клиентов, в основном на путях необщего пользования. По словам источников “Ъ”, руководство монополии полагает, что операторы придерживают вагоны, не желая снижать ставки. Однако сами клиенты ОАО РЖД считают, что монополия просто пытается разделить ответственность, ожидая плохих результатов погрузки на фоне ухудшения конъюнктуры экспорта.

10 лет Союзу операторов железнодорожного транспорта

15 июля 2009 года - дата государственной регистрации Союза операторов железнодорожного транспорта в Министерстве юстиции Российской Федерации. Союз сегодня является одной из наиболее авторитетных площадок для ведения конструктивного диалога операторов подвижного состава с ОАО "РЖД" и регулирующими органами. В составе Союза - 30 ведущих игроков рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава.

Нефтяникам и угольщикам дадут скидку на перевозки

РЖД-ПАРТНЕР: Об изменении уровня железнодорожных тарифов на экспортные перевозки дизельного топлива, мазута и газойля говорится в выписке из протокола заседания правления ОАО «РЖД» № 33 от 1 июля 2019 года. В частности, речь идет о перевозке в собственных (арендованных) цистернах со станций Загородняя, Бензин, Новоуфимская Куйбышевской железной дороги. Согласно документу, понижающий коэффициент 0,852 устанавливается с 1 июля этого года по 31 декабря 2021-го в обмен на гарантированный объем перевозок нефтепродуктов с указанных станций – 24 млн т. А именно с 1 июля по 31 декабря этого года в размере не менее 4,8 млн т, а с 1 января по 31 декабря 2020-го в размере не менее 9,3 млн т. Отклонение от гарантированного объема, прописанного в договоре, должно быть не более 10% при безусловном выполнении суммарного гарантированного объема перевозок.

Себе дороже

15.02.2013

Дирекция Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества представила предварительный расчет ставок платы за пользование грузовыми вагонами будущего Единого парка "пространства 1520". Поддержали его и предложили согласовать только представители ОАО "РЖД". Остальные администрации на заседании рабочей группы с инициативой пока не согласны.
Предварительный расчет ставок пользования грузовыми вагонами так называемого Единого парка (см. справку) был выполнен Дирекцией Совета в соответствии с откорректированным проектом "Методики определения ставок платы за пользование грузовыми вагонами собственности других государств применительно к вагонам Единого парка" (п. 5, пп. 5.1 протокола 57-го заседания Совета по железнодорожному транспорту, далее - проект методики) и на основе исходных данных по каждому роду вагонов за 2011 год, полученных от нескольких администраций. Ими поделились ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога", Белорусская железная дорога, АО "НК "Казахстан темир жолы", ГП "Железная дорога Молдовы", Latvijas dzelzcels, Lietuvos gelezinkeliai и ОАО "РЖД".
Как пояснил заместитель руководителя департамента координации эксплуатационной работы и использования подвижного состава дирекции Николай Щедрин, остальные железнодорожные администрации не смогли предоставить данные о работе своих вагонов в связи с отсутствием у них статистической отчетности, содержащей нужные показатели.
"Дело в том, что эти администрации ведут учет работы вагонного парка по упрощенной схеме, тогда как, например, у ОАО "РЖД" очень мощные информационные системы, которые позволяют более детально ее анализировать, - отметил он. - Вместе с тем доля вагонного парка - как инвентарного, так и собственного - администраций, которые направили нам свои данные для расчета, составляет 80,4% от общего вагонного парка всех администраций. Поэтому существенное изменение величин ставок платы с учетом данных всех администраций не прогнозируется".
Так или иначе, в ходе расчета установлено, что величины средневзвешенных коэффициентов рыночной адаптации по всем родам вагонов колеблются в пределах от 2,2 до 3,0. И средневзвешенная ставка платы за пользование вагонами Единого парка превышает действующую ставку платы за пользование вагонами инвентарного парка в 2,8 раза. Если точнее: по крытому вагону - в 2,6 раза, по платформе и по полувагону - в 2,3 раза, по цистерне - в 3,5 раза, по вагону-зерновозу - в 2,4 раза, по вагону-термосу - в 4,6 раза, по прочим вагонам - в 2,6 раза ( см. таблицу).
Однако готовность согласовать рассчитанные ставки, ссылаясь на то, что их размер "приближен к рыночным ставкам, устанавливаемым собственниками за пользование вагонами их принадлежности", выразили только представители ОАО "РЖД", делегацию которого на заседании возглавляла заместитель начальника отдела департамента корпоративных финансов компании Елена Смирнова.
В итоге из-за того, что отдельные показатели, использованные при расчете, являются усредненными или получены расчетным путем, его результаты решено лишь принять к сведению. Правда, это не единственная причина, по которой представители администраций отказались их согласовывать.
"Размер платы за пользование вагонами Единого парка при взаиморасчетах между администрациями по рыночным ставкам с учетом коэффициента рыночной привлекательности налагает на администрации особую ответственность, - говорит Николай Щедрин, - поскольку за вагон, привлеченный у собственника в Единый парк, придется ежесуточно рассчитываться в соответствии со ставками, оговоренными договором. А расчет между администрациями будет вестись по рыночным ставкам, и при неэффективном использовании вагонов администрации-пользовательницы понесут убытки. Это-то и настораживает участников рабочей группы".
И, собственно, поэтому, рассматривая на заседании откорректированный проект методики, представители ЗАО "Азербайджанские железные дороги", Latvijas dzelzcels, ГАЖК "Узбекистон темир йуллари", "Укрзализныци" и управляющей железнодорожной инфраструктурой в Эстонии компании AS Eesti Raudtee выступили за то, чтобы она была аналогичной действующей методике определения ставок платы за пользование вагонами инвентарного парка. И величины применяемых ставок должны быть, по их мнению, едиными.
"Методика определения ставок платы за пользование грузовыми вагонами Единого парка и инвентарного парка и величины применяемых ставок должны быть едиными. Это будет способствовать эффективному управлению парком грузовых вагонов при их использовании в международных грузовых перевозках, снижению порожнего пробега и уменьшению нагрузки на инфраструктуру сортировочных и грузовых станций", - считает член правления Latvijas dzelzcels Эрик Шмукст.
В результате принято решение просить ОАО "РЖД" до 1 марта 2013 года откорректировать проект методики с учетом полученных замечаний и рассмотреть его на очередном заседании рабочей группы.

Газета "Гудок", 15 февраля 2013 г.


Возврат к списку