ИПЕМ предложил возможный механизм регулирования профицита парка грузовых вагонов

ИПЕМ предложил возможный механизм регулирования профицита парка грузовых вагонов РЖД-ПАРТНЕР: По мнению Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), наблюдаемый пик производства грузовых вагонов несет риски как для вагоностроителей, так и для железнодорожного транспорта в целом. ИПЕМ считает, что системную проблему неравномерности производства подвижного состава возможно решить долгосрочным регулированием тарифов на отстой порожних вагонов.

Опасный перегруз

20.02.2013

Например, на станции Дербент Северо-Кавказской магистрали недавно обнаружили два вагона, каждый из которых был наполнен лесом почти на 7 тонн выше весовой нормы.
Как оказалось, их отправили со станции Канск-Енисейский Красноярской дороги, так что прошли они по сети более 4 тыс. км, выдержав, к счастью, столь длинный маршрут. А вагон с углем, следовавший со станции Разрез Западно-Сибирской магистрали с перегрузом 4 тонны, выявили только на Приволжской дороге после того, как он проехал почти 3 тыс. км. Отмечены подобные эпизоды и с цистернами, в которых доставляли мазут со станции Зелецино Горьковской дороги в Брянск.
Даже неспециалисту понятно, что подобная порочная практика серьезно угрожает безопасности движения поездов. Ведь перегруженный сверх допустимой нормы вагон может разрушиться прямо в пути следования, что приведет к крайне тяжелым последствиям.
Но как же такое становится возможным?
Дело в том, что перевозчик ОАО "РЖД" следит лишь за техническим состоянием вагонов. А компания-отправитель порой в погоне за прибылью нарушает их грузоподъемность, внося при этом в железнодорожные накладные недостоверные сведения о массе предъявленной к перевозке продукции. Проверить же эти данные трудно, поскольку не все места погрузки в настоящее время оборудованы вагонными весами.
Правда, на большинстве сортировочных и междорожных стыковых станциях сейчас установлены автоматизированные системы контроля веса подвижного состава (АСКОПВ), которые должны определять массу движущегося по рельсам состава.
Но, как видно, и они пропускают опасный перегруз вагонов. Что вполне объяснимо, поскольку такие устройства пока стоят на путях, где проходят только 80-90% поездов, перерабатываемых на станциях.
Поэтому для исправления ситуации необходимо срочно разместить дополнительные системы, взвешивающие вагоны на всех без исключения путях, по которым следуют вновь сформированные поезда. Это позволит выявлять перегруженный сверх нормы подвижной состав уже на самой ранней стадии. Понятно, что такое решение потребует определенных финансовых затрат, но на безопасности движения нельзя экономить. Кроме того, спрос с любителей перегруза должен быть более жестким. И это должно найти отражение в соответствующих нормативных документах.


Газета "Гудок", 20 февраля 2013 г.


Возврат к списку