ПГК не исключает IPO, планирует войти в топ-3 контейнерных ж/д операторов

ПГК не исключает IPO, планирует войти в топ-3 контейнерных ж/д операторов ТАСС: Первая грузовая компания (ПГК) продолжает рассматривать возможность первичного размещения акций (IPO), однако считает преждевременным говорить о сроках в нынешней рыночной ситуации, заявил журналистам гендиректор компании Сергей Каратаев.

Долги или плати

Долги или плати Комерсантъ: Борьба вокруг введения на железной дороге договоров «вези или плати» обостряется. Предложенный Минтрансом формат, который должен стать предметом обсуждения на президиуме правкомиссии по транспорту 26 марта, раскритиковали не только грузоотправители, но также Минэнерго и ФАС. Они указывают на несоблюдение баланса интересов сторон и ущемление грузоотправителей.

Условие реформы

04.03.2013

О новой технологии управления вагонными парками, возможностях привлечения малого и среднего бизнеса и перспективах нового подвижного состава "Гудку" рассказал Виталий Евдокименко, генеральный директор ОАО "Федеральная грузовая компания".
- Виталий Михайлович, каковы результаты работы компании в минувшем году?
- В 2012 году удалось перевезти 54,8 млн тонн, что вдвое больше, чем в 2011 году. Это 490,8 тыс. вагонов, находящихся в управлении нашей компании, что в 2,2 раза больше предыдущих результатов. Общий грузооборот в самостоятельном управлении ФГК в 2012 году достиг 119,8 млрд ткм, что на 70 млрд ткм, или в 2,4 раза, больше прошлогоднего.
Объем среднесуточной погрузки вагонов в самостоятельном управлении ФГК в 2012 году вырос к 2011 году в 2,2 раза и составил 2 454 вагона.
- Какова география работы ФГК?
- Наша компания создавалась как общесетевой оператор. И уже можно говорить о ее присутствии на всем "пространстве 1520".
Для максимального охвата грузовой базы, удобства грузовладельцев, повышения уровня качества и технологичности услуг созданы 14 филиалов и Московское представительство компании. Появились они и в Казахстане, и на Украине - эти страны обладают значительной грузовой базой. Дальнейшее развитие филиальной сети будет зависеть от необходимости усиления присутствия ФГК в конкретных регионах.
- Какие факторы и где оказали наибольшее влияние на рост погрузки?
- Мы социально ориентированная компания. И, как дочернее общество ОАО "РЖД", несем ответственность за перевозки для нужд Минобороны, различных силовых ведомств, строительной отрасли, ЖКХ и других подобных отраслей экономики. Так, в 2011-2012 годах для предприятий ЖКХ и энергетики компанией было перевезено более 3,5 млн тонн угля. Домашние животные для нужд сельскохозяйственной отрасли перевезены более чем в 1600 наших вагонов.
Значительную долю в погрузке ФГК обеспечивает Кузбасс. Одним из факторов, повлиявшим на рост погрузки, можно назвать образование Кузбасского агентства транспортного обслуживания ФГК, а также создание обособленных рабочих мест по всей Западно-Сибирской дороге.
Парк новосибирского филиала пополнился новым подвижным составом - 500 крытыми вагонами и 100 платформами. Все это, конечно, отразилось на объемах и качестве наших услуг.
Одним из главных преимуществ компании стала и разработка новых сервисов, нацеленных на повышение комфорта для грузоотправителей. В частности, ФГК контролирует продвижение вагонов с грузом, а ведь многие собственники вагонов не оказывают экспедиторские услуги.
Кроме того, ФГК на всей сети предоставляет крытые вагоны посредством публичной оферты. Эта услуга позволяет предприятиям малого и среднего бизнеса, то есть малым грузоотправителям, которые не вызывают особого интереса у логистических операторов, самостоятельно рассчитать тариф и заключить договор на предоставление крытых вагонов на сайте ФГК.
- Как бы вы оценили работу в 2012 году по типам подвижного состава?
- В прошлом году ФГК приступила к полноценному, самостоятельному оперированию всем собственным парком крытых вагонов и платформ, поэтому первоочередной задачей стало наращивание клиентской базы. Об этом свидетельствует и доля от общей погрузки по сети - на конец года она составила 27% по крытым вагонам (прирост к началу года - 17%) и 39% - по платформам (прирост 31%). Что касается управления полувагонами, то в части самостоятельного оперирования доля ФГК стабильна - 5% от общей погрузки сети. В 2013 году с учетом прироста парка прогнозируемая доля составит 7-9%. - Как изменилась структура погрузки в вагоны ФГК?
- Доля грузов 2-го и 3-го классов увеличилась на 5% и 11% относительно грузовой базы 2011 года. Доля грузов 1-го класса сократилась на 16% к 2011 году. Если рассматривать грузы по их доле в выручке, то в полувагонах это каменный уголь и металлы. В крытых - строительные грузы, удобрения, сахар и соль.
По платформам - металлы, стройматериалы и лес.
- Насколько эффективным инструментом может стать Единый сетевой технологический процесс, в разработке которого приняли активное участие специалисты ФГК?
- ЕСТП принят ОАО "РЖД" как программный документ, направленный на повышение качества организации и управления перевозками в условиях множественности операторов подвижного состава.
Основная его цель - формирование новой технологии управления вагонными парками и планирования перевозок на принципах четкой регламентации технологических функций участников рынка перевозок, месячного планирования погрузки и перевозок порожних вагонов, организации порожних вагонопотоков на основе корреспонденций операторов, рационального размещения порожняка на инфраструктуре общего пользования.
Сейчас ЕСТП может применяться в части, не противоречащей федеральным законам и иным правовым актам России.
Однако это концептуальный документ, задуманный на перспективное развитие железнодорожного транспорта. Его реализация в полном объеме требует актуализации нормативной правовой базы.
- Какие изменения потребуется в нее внести?
- Реформа рынка грузоперевозок должна была сопровождаться, а по возможности предваряться реформой регуляторной модели этого рынка.
Преобладание приватных парков требует актуализации нормативно-правовой базы. Прежде всего необходимо закрепить требование к грузоотправителям согласовывать с операторами подаваемые ими заявки на перевозку грузов формы ГУ-12 и их корректировки. Это обеспечит функционирование единой системы планирования для участников перевозок, повысит их ответственность, упорядочит использование вагонов и снизит нагрузку на инфраструктуру.
Необходимо разработать правила оказания владельцем инфраструктуры услуг по размещению подвижного состава на путях общего пользования и соответствующее Тарифное руководство, устанавливающее ставки платы и правила их применения при занятии путей общего пользования.
Следует продолжить доработку постановления Правительства России об основах правового регулирования деятельности операторов, в котором необходимо установить их четкие права и обязанности.
Наконец в сфере грузовых железнодорожных перевозок должен быть создан институт саморегулирования.
Предлагаемые изменения должны отразиться не только в нормативных правовых актах федеральных органов, но и в ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ" и Уставе железнодорожного транспорта.
- ФГК - заказчик технической документации и изготовления двух опытных вагоновплатформ для перевозки транспортных средств, контрейлеров и контейнеров. Насколько эффективным может стать этот проект?
- Наша компания нацелена на развитие инновационных технологий. Одно из таких направлений - развитие контрейлерных перевозок на "пространстве 1520". Это важный национальный проект, имеющий помимо технологической новизны большое социально-экономическое значение.
Его целесообразность будет увеличиваться по мере ввода новых платных автодорог, различных ограничений для большегрузного автотранспорта и ужесточения экологических требований.
По концепции организации контрейлерного сообщения на "пространстве 1520", одобренной Объединенным ученым советом ОАО "РЖД" в марте 2012 года, определен перспективный полигон курсирования регулярных контрейлерных поездов. Он включает Финляндию, Украину, страны Балтии, Белоруссию, Казахстан. В качестве одного из пилотных рассматривается проект сообщением Москва - Санкт-Петербург - Хельсинки. Здесь также необходимо совершенствование нормативной базы, таможенных процедур, тарифных условий. И сейчас ФГК совместно с ОАО "РЖД" активно работает в этом направлении. - Что предпримет ФГК в связи с проявлением кризисных явлений в экономике?
- Рынок грузоперевозок определяют не владельцы вагонов, а владельцы грузов. В этих условиях ключевым фактором успеха становится клиентоориентированность: качество оказываемых услуг, внедрение новых продуктов с учетом индивидуальных потребностей грузоотправителей.
Еще один способ привлечения клиентов - постоянное обновление и повышение коммерческой привлекательности подвижного состава, закупка инновационных вагонов.
Все усилия компании будут направлены на построение долгосрочных и взаимовыгодных отношений с клиентами, что позволит нам сохранить достигнутые к 2013 году позиции на рынке.

Газета "Гудок", 4 марта 2013 г.


Возврат к списку