Потребители оценили дефицит вагонов

КОММЕРСАНТ: Совет потребителей услуг ОАО РЖД не считает ситуацию с дефицитом полувагонов критической - в отличие от "Опоры России", ранее обратившейся к вице-премьеру Аркадию Дворковичу и главе ОАО РЖД Олегу Белозерову с просьбой разобраться с дефицитом. По данным Совета потребителей, для решения локальных проблем с вывозом щебня нужно всего 500 полувагонов, и их уже готовятся предоставить, а высокие ставки их аренды - явление временное, порожденное спросом со стороны угольщиков, которое уже в 2018 году подвергнется коррекции.

Совет потребителей РЖД: дефицит полувагонов не носит системного характера

ТАСС: Дефицит на рынке полувагонов не носит системного характера, полагают в комитете по вопросам грузовых перевозок Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО "РЖД". "Проблема дефицита полувагонов не настолько масштабна и не носит системного характера", - говорится в сообщении совета по итогам заседания комитета. По оценкам Минтранса России, уже в 2018 году ожидается избыток парка на уровне 4-5 тыс. единиц, который приведет к коррекции ставок аренды

Грузоперевозчики ищут замену Олимпиаде

05.03.2013

Во второй половине 2013 года эксперты прогнозируют снижение объемов грузоперевозок в южном регионе: предполагается, что к этому времени будут завершены основные работы в рамках подготовки к Олимпиаде. Альтернативой может стать ожидаемый рост объемов импортных поставок после вступления в ВТО, а в более отдаленной перспективе - подготовка к Чемпионату мира по футболу. Вместе с тем возросшая конкуренция заставит грузоперевозчиков повысить качество услуг и сервиса, оптимизировать тарифную политику для клиентов.
Вопреки обстоятельствам
Прошлый год стал непростым для рынка грузоперевозок на юге: темпы его роста существенно замедлились. Рынок грузоперевозок в Ростовской области в 2012 году вырос всего на 5,2%, тогда как годом ранее - в 2011 году - на 16,6%. В Краснодарском крае рынок показал отрицательную динамику: объем перевозок уменьшился на 0,5%.
Эксперты утверждают, что оба региона в прошлом году "подвел" аграрный сектор. Тяжелые погодные условия 2012 года стали причиной самого низкого урожая зерновых на юге за последнее десятилетие. Сильнее всего это сказалось на объемах железнодорожных перевозок, также заметно сократили объемы перевозок малые и средние автотранспортные предприятия. Низкий урожай отразился и на деятельности перерабатывающих производств. Так, в Ростовском филиале "Первой грузовой компании" (ПГК) отмечают уменьшение объема перевозок растительных масел. "В 2011 году после трехлетнего спада на юге России наблюдался всплеск объемов перевозок растительных масел, обусловленный хорошим урожаем и благоприятной ценовой конъюнктурой. Однако в прошлом году объем таких перевозок снова снизился", - сообщил директор Ростовского филиала ПГК Вадим Жуков.
Выйти на положительную динамику грузоперевозок Ростовской области помогла промышленность - индекс промпроизводства на Дону вырос на 6,5%.
По данным Ростовстата, в прошлом году в сегменте железнодорожных грузоперевозок, который в области занимает 57,5% рынка, увеличились объемы перевозок каменного угля (на 17%), стройматериалов (на 13,6%) и черных металлов (на 1,3%).
От значительного сокращения рынок грузоперевозок Краснодарского края спасла подготовка к Олимпиаде. В 2012 году 10% перевозимых в крае грузов предназначались для олимпийских строек. Ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов отмечает, что Олимпиада стала стимулирующим фактором для Кубани и всего юга России: "До проведения игр остается все меньше времени, и в минувшем году темпы работы на олимпийских объектах были весьма высоки".
Качественная конкуренция
Автоперевозки по-прежнему остаются одним из самых популярных способов доставки грузов в стране в целом и на юге в частности. Они не привязаны к портам и железнодорожным сетям, позволяют перевозить относительно небольшие партии грузов и избежать промежуточной перегрузки. На юге автотранспорт в 2012 году наращивал объемы перевозки быстрее, чем отрасль грузоперевозок в целом. В Ростовской области автоперевозчики доставили на 9,9% больше грузов, чем в 2011 году, в Краснодарском крае - на 8%.
Однако цены на услуги автоперевозчиков росли столь же высокими темпами: в 2012 году в среднем по стране они увеличились на 7,2%. Ждать их снижения в этом году не приходится. "Цены толкает вверх инфляция, постоянный рост цен на топливо, рост стоимости техники и сервисных услуг", - отмечает Дмитрий Баранов.
В Южном округе на рынке автомобильных грузоперевозок активно работают представительства крупных федеральных многопрофильных компаний, таких как DHL, "Деловые линии", ПЭК, DPD. Приход крупных игроков задает новые стандарты работы на рынке: борьба за клиентов, по мнению экспертов, стимулирует малые и средние компании повышать качество своих услуг, чтобы выдержать конкуренцию. Это особенно важно для рынка автоперевозок, в котором сложился крупный "теневой" сектор. По оценкам Discovery Research Group, более 80% российского рынка грузоперевозок находится "в тени". На рынке значительную роль играют индивидуальные предприниматели и малые предприятия. Часто качество работы водителей, перевозки груза не проверяется, собственной сервисной базы у них нет. Не случайно крупные ритейлеры, такие как "Магнит" и Х5 Retail Group, которым необходим большой объем автоперевозок, предпочитают создавать собственные автотранспортные подразделения, качество работы которых им легче контролировать.
Вместе с тем тенденции прошлого года показали, что для того, чтобы сохранить свои позиции в сфере грузоперевозок, автоперевозчикам придется менять принципы работы: повышать квалификацию водителей, обновлять парк техники, следить за качеством перевозки грузов. К этому подталкивает высокий уровень конкуренции - предложение автотранспорта сейчас избыточно.
Докатились до профицита
Рынок операторов подвижного состава в прошлом году развивался настолько динамично, что в последнем квартале железнодорожные перевозчики столкнулись с проблемой профицита вагонов. "На протяжении почти всего прошлого года мы работали в условиях дефицита подвижного состава: были востребованы крытые и полувагоны, цементовозы, цистерны. Ситуация, сложившаяся в конце
2012 года и в начале этого года, говорит о том, что рынок грузоперевозок перенасыщен подвижным составом. В условиях такого профицита мы испытываем давление со стороны наших конкурентов", - рассказывает Вадим Жуков. Директор Ростовского филиала ОАО "ФГК" Александр Титович отмечает, что сейчас серьезную конкуренцию крупным игрокам рынка железнодорожных перевозок составляют мелкие собственники подвижного состава. По данным СКЖД, в 2012 году в сфере железнодорожных перевозок на юге работали 130 компаний-операторов.
Вместе с тем клиенты от ожесточившейся конкурентной борьбы только выиграли. Например, Ростовский филиал ФГК в течение 2012 года не повышал цены на свои услуги. По словам Вадима Жукова, ПГК, оперативно реагируя на меняющуюся ситуацию и снижение грузовой базы, снизила ставки на перевозку угля, стройматериалов, продовольственных грузов, уменьшила цены на перевозку в цистернах нефтепродуктов и масел, пересмотрела условия оказания услуг по договорам публичной оферты.
Существенно повысилось и качество услуг. Железнодорожные операторы, по мнению экспертов, могут существенно расширить долю в общем объеме грузоперевозок на юге, в том числе, заполучив часть клиетов автоперевозчиков. "Сегодня железнодорожные операторы предлагают доставить груз почти с такой же скоростью, как это делают автоперевозчики, кроме того, уже не надо ждать, чтобы грузов у клиента накопилось на целый вагон", - отмечает Дмитрий Баранов.
Инвестиционная отдача
Потенциал южных портов по-прежнему до конца не используется, уверены эксперты. "Развитие этого направления сдерживает недостаточная техническая оснащенность портов, низкая пропускная способность припортовых железнодорожных станций", - считает эксперт PwC Вардан Гаспарян. Потенциально порты могут перерабатывать больший объем грузов, спрос на их услуги есть, но для значительного увеличения грузооборота необходимо решить существующие проблемы.
Подтвердить это могут показатели развития портов в прошедшем году. Крупные порты, вкладывающие средства в свою модернизацию, в 2012 году превысили уровень грузооборота предыдущего года: Таганрогский порт - на 7%, Новороссийский (Группа НМТП) - на 1,2%. Грузооборот стивидорных компаний Азово-Донского пароходства вырос на 11%.
Компании заявляют, что на результатах работы положительно сказалась реализация инвестиционных проектов. Так в Новороссийском порту при сокращении объема перевалки нефти, объем перевалки нефтепродуктов вырос на 17,4% - до 19,4 млн тонн. Одной из важнейших причин этого, как отмечают в компании, стал запуск мазутного терминала в Новороссийске, который начал работать на полную мощность в октябре 2012 года и обработал более 2 млн тонн. ГК Азово-Донское пароходство реализует масштабный инвестпроект "Ростовского универсального порта". Например, в 2011 году была введена в эксплуатацию вторая очередь первого грузового района. В результате мощность угольного терминала возросла с 1,5 до 2,5 млн тонн объемом единовременного хранения 300 тыс. тонн угля. Сейчас ведется строительство двух контейнерных терминалов.
В группе НМТП отмечают, что в прошлом году объем перевалочных грузов в портах России вырос главным образом за счет поставок угля. Новороссийский морской торговый порт начал его перевалку в августе прошлого года. В Таганрогском морском торговом порту, где перевалка угля давно налажена, подсчитали, что ее объемы за 2012 год выросли на 12%.
В поисках альтернативы
На протяжении последних лет одним из главных катализаторов развития рынка грузоперевозок на юге оставалась Олимпиада. Однако в 2013 году олимпийский фактор в регионе будет постепенно терять свое значение. Так, "Транспортная дирекция Олимпийских игр" сообщила, что доставка грузов для олимпийских строек в этом году по сравнению с 2012 годом сократится на 13 млн тонн. Грузоперевозчики уже начали к этому готовиться: "Из-за завершения подготовки к Олимпиаде во втором полугодии резко снизятся объемы перевозок строительных грузов на адлерском направлении, - комментирует Вадим Жуков. - Мы уже приступили к проработке организации перевозок грузов, альтернативных "олимпийским", изменяем логистические подходы и географию маршрутов. Один из перспективных вариантов - доставка грузов из Ростовской области, отдельных районов Кубани в Астраханскую, Волгоградскую область, Подмосковье и другие центральные регионы".
Новым стимулом для роста рынка грузоперевозок в ближайшие годы может стать подготовка Сочи и Ростова-на-Дону к проведению матчей Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Однако эксперты предупреждают, что в 2013 году этот фактор вряд ли будет играть существенную роль: значительное время уйдет на разработку проектно-сметной документации, а активное строительство начнется позже.
Серьезные надежды грузоперевозчики возлагают и на ВТО. "В отрасли грузоперевозок планировались определенные выгоды от вступления России в ВТО - увеличение объема перевозок за счет объема поступающего импорта. Однако пока об этом говорить рано - с момента вступления прошло всего полгода, - поясняет директор филиала ПЭК в Ростове-на-Дону Алексей Дымченко. - Тем не менее, мы позитивно смотрим в будущее и рассчитываем на увеличение объемов грузоперевозок. Так или иначе, уровень потребления растет во всем мире и Россия не исключение". По словам Алексея Дымчеко, компания успела уже извлечь выгоду от вступления России в ВТО - вышла на международный рынок, начав осуществлять доставку грузов в Беларусь и Казахстан.
Благоприятные прогнозы, связанные со вступлением
России в ВТО, подтверждают авиаперевозчики, которые зачастую занимаются именно международными перевозками. "Мы уже можем говорить о положительном влиянии ВТО, по крайней мере, на деятельность нашей компании.
В 4 квартале прошлого года благодаря этому мы заключили контракты с двумя новыми крупными клиентами", - сообщила представитель компании "Планета Юг", специализирующейся на воздушных грузоперевозках, Мария Антоненко.
В сегменте железнодорожных перевозок участники рынка ждут продолжения ситуации, сложившейся в конце прошлого года. "С учетом продолжающихся тенденций в экономике в 2013 году также будет наблюдаться избыток грузовых вагонов, стоимость перевозок увеличиваться не будет", - поясняет Александр Титович.
По прогнозам Дмитрия Баранова, в 2013 году продолжится дальнейшая консолидация рынка в сегменте автоперевозок, компании будут объединяться, шоферам-одиночкам на своих автомобилях будет труднее получить хороший заказ.
"В сфере грузоперевозок могут появиться также различные союзы и альянсы, причем не только между самими перевозчиками, но и между перевозчиками и логистическими компаниями, страховщиками и прочими компаниями, предоставляющими различные услуги. То есть, теперь груз предложат не только перевезти, но при необходимости и застрахуют, и осуществят его хранение и обработку на складе, окажут другие услуги. Все это автоперевозчики будут делать в борьбе за клиента, повышение его лояльности, увеличение собственной конкурентоспособности".
Общая ситуация на рынке грузоперевозок в 2013 году будет зависеть от развития экономики страны в целом, отмечают эксперты. "Если не случится никаких потрясений, то отрасль вполне может превысить показатели 2012 года, - считает Дмитрий Баранов. - Развитию рынка будут способствовать программы по развитию отдельных отраслей и регионов, осуществляемые как на федеральном, так и на региональном уровне, модернизация дорожной инфраструктуры, развитие контрейлерных (комбинированных автомобильных и железнодорожных - прим. "Ъ") перевозок, которые в настоящий момент активно продвигает ОАО "РЖД". Поэтому, несмотря на ослабление "фактора Олимпиады" сегодня можно дать позитивный прогноз работы грузового транспорта в ЮФО в 2013 году".

Газета "коммерсант - Ростов-на-Дону", 5 марта 2013 г.


Возврат к списку