Лесовозы уедут за границу

КОММЕРСАНТ: Финляндия попросила у России вагоны
Как стало известно “Ъ”, Финляндия предложила России допустить российские вагоны-лесовозы на местный рынок. Сейчас при росте производства в финской лесной промышленности парка не хватает, найти вагоны в ЕС трудно из-за разницы в ширине колеи. Порядка 2 тыс. лесовозных платформ из РФ ежедневно оказываются в Финляндии, но задействовать их в местных перевозках нельзя. Ведомства РФ обдумывают предложение, а операторы вагонов, хотя и заинтересованы в нем, не понимают пока, как технически организовать экспорт услуг по перевозке леса.

Тележки поедут в депо строем

Как выяснил “Ъ”, РФ намерена ввести на сети ОАО РЖД особый порядок ремонта вагонных тележек, отличающийся от правил, принятых в других странах с колеей 1520 мм. На рынке считают, что новые нормы вводятся в интересах Уралвагонзавода, который в последнее время усилил контроль за ремонтами своих тележек, и оценивают дополнительные расходы отрасли в несколько миллиардов рублей.

Перевозки контейнеров по сети ОАО «РЖД» в январе-мае выросли почти на 12%

В мае 2018 года по сети ОАО «РЖД» во всех видах сообщения было перевезено 351,8 тыс. контейнеров ДФЭ (TEU), что на 9% больше, чем в мае 2017 года. В январе-мае 2018 года объем перевозок составил 1,7 млн ДФЭ (+11,9% к уровню аналогичного периода прошлого года). Во внутреннем сообщении за пять месяцев отправлено 741 тыс. ДФЭ (+3,4%), в транзитном – 181тыс. ДФЭ (+24,7%), в экспортном – 459,7 тыс. ДФЭ (+17,5%), в импортном – 271,2 тыс. ДФЭ (+16,7%).

Коллапса не будет

25.03.2012

Начальник управления оценки и контроля лизингового имущества компании ООО "ТрансФин-М" - Александр Бабинцев

Профицит подвижного состава и падение ставок операторов вызывают опасение: не ждет ли рынок повторение кризиса 2008-2009 годов? Но лизингодатели все же уверены, что в этот раз игрокам удастся избежать коллапса и вскоре ситуация стабилизируется. О том, какой стратегии лучше придерживаться и на что можно рассчитывать в ближнесрочной перспективе, рассказал начальник управления оценки и контроля лизингового имущества компании ООО "ТрансФин-М" Александр Бабинцев.

Списание парка оживит рынок

- Александр Леонидович, в настоящее время на сети РЖД наблюдается избыток подвижного состава. Кроме того, мы видим серьезное снижение ставок на предоставление вагонов. Складывается ситуация, при которой суточная ставка аренды уже порой не покрывает даже размер суточного платежа. Насколько такая ситуация угрожает бизнесу лизинговых компаний?

- Действительно, положение дел на рынке непростое. Но это затрагивает в большей степени универсальный парк - парк полувагонов. В остальных сегментах грузовых вагонов наблюдается достаточно стабильная ситуация и с балансом парка, и с арендными ставками. Некоторых специализированных вагонов даже начинает не хватать на рынке.

С учетом того, что в портфелях лизинговых компаний по сегменту "подвижной состав" большую долю занимают именно полувагоны, влияние на бизнес лизинговых компаний текущая рыночная конъюнктура, безусловно, оказывает. Подобная ситуация уже отмечалась в 2008-2009 годах - падение цен на новые вагоны, снижение ставок арендной платы, сокращение выпуска вагонов. Правда, в то время это было обусловлено сокращением объема грузооборота по сети железных дорог, сейчас же наблюдается профицит полувагонов при стабильном грузообороте. Тогда практически все лизинговые компании достойно вышли из трудной ситуации.

Я считаю, что коллапса не случится и сейчас.

- Насколько уверенно в такой ситуации чувствует себя ООО "ТрансФин-М"?

- Наша компания чувствует себя уверенно. Руководство "ТрансФин-М" заняло очень дальновидную позицию, и менее чем за год мы серьезно диверсифицировали свой лизинговый портфель, усилили свои компетенции в области операционного лизинга. Практически весь наш парк грузовых вагонов молодой и законтрактован крупными и финансово стабильными контрагентами. Безусловно, ощутимая поддержка чувствуется от НПФ "Благосостояние". Фонд внимательно следит за текущей рыночной ситуацией.

- Какие меры, по Вашему мнению, могут способствовать восстановлению прежних позиций операторов? Например, какое влияние может оказать обсуждаемое утверждение запрета на продление службы вагонов с истекшим сроком службы?

- На наш взгляд, восстановлению прежних позиций операторов в долгосрочном плане будет способствовать расширение пропускной инфраструктуры железных дорог, консолидация операторов и увеличение мощностей морских портов. Ведь ни для кого не секрет, что значительная часть грузов в полувагонах следует именно в сторону портов.

В краткосрочном плане списание части устаревшего и избыточного парка оживило бы рынок. Вновь хорошо почувствовали бы себя производители вагонов, парк небольших операторов снова оказался бы востребован на отдельных маршрутах.

Но здесь есть один серьезный момент. Некоторые крупные и эффективные операторы имеют достаточно немолодой парк полувагонов, и если в одночасье ввести запрет на продление срока службы этих вагонов, то операторы просто потеряют часть рынка перевозок, который очень сложно завоевывается. С одной стороны, это, безусловно, подтолкнет рынок к консолидации, с другой - непонятно, как будут компенсироваться потери операторам (а в конечном итоге - финансовым организациям) при "досрочной" утилизации вагонов, ведь для их приобретения привлекались кредитные средства.

Стратегия зависит от спроса

- Обращаются ли в вашу компанию клиенты из числа железнодорожных операторов с просьбой о рассрочке платежей? Готовы ли у вас предложения для клиентов, оказавшихся в сложной экономической ситуации?

- Такие обращения характерны для всего лизингового рынка уже с октября 2012 года. Некоторая часть наших клиентов нуждается в реструктуризации, но их количество совсем незначительное и преимущественно касается небольших операторов. Мы уважаем всех наших клиентов и поэтому внимательно изучаем такие обращения. Если мы понимаем, что сложность возникла в результате пересмотра соглашений с субарендатором и у клиента имеются все ресурсы для продолжения операторского бизнеса, то мы идем ему навстречу. Решения для операторов, которые оказались в сложной ситуации, конечно, есть, но поскольку такие случаи единичны, то они вырабатываются индивидуально.

- Какова может быть стратегия работы лизинговой компании с железнодорожным подвижным составом в условиях длительного профицита вагонов?

- Стратегия в любом случае будет строиться от спроса. Сейчас мы наблюдаем на рынке три основные ниши. Во-первых, это обеспечение операторов новыми специализированными грузовыми вагонами. Во-вторых - финансирование поставок новых полувагонов компаниям, продолжающим наращивать данный вид парка, доказавшим свою эффективность и ориентирующимся на стратегию собственной транспортной безопасности. И третья важная ниша, где мы ждем наибольшего продвижения, - это поддержка сделок слияний и поглощений на рынке операторов подвижного состава.

Журнал "РЖД-Партнер", 25 марта 2013 г.


Возврат к списку