РЖД создала квантовый департамент

РЖД создала квантовый департамент ВЕДОМОСТИ: «Российские железные дороги» (РЖД) создают департамент квантовых коммуникаций, сообщил представитель РЖД. В июле госкомпания заключила с правительством России соглашение о развитии квантовых коммуникаций и департамент нужен для его реализации, пояснил представитель РЖД. Цель соглашения – сделать Россию «одним из лидеров на глобальных технологических рынках в области квантовых коммуникаций», говорилось в июльском сообщении РЖД. Начальник департамента еще не назначен.

Вагоны обгоняют груз

Вагоны обгоняют груз КОММЕРСАНТ: По оценкам экспертов, в этом году производство грузовых вагонов может побить исторический рекорд, составив 72–73 тыс. штук. При этом эксперты не исключают, что из-за дефицита колес выпуск окажется на 1,5–2 тыс. вагонов ниже. Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) отмечает, что при этом доля трех крупнейших производителей в общем объеме производства сокращается. Однако участники рынка ожидают скорого спада выпуска вагонов из-за нехватки грузовой базы.

Тройная экономия

Тройная экономия ГУДОК: С 11 августа вступает в силу приказ Минтранса России, регламентирующий использование запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ) при железнодорожных грузоперевозках по территории России. Эксперты считают, что принятие этого документа станет одним из шагов к реализации Указа президента РФ об обеспечении транзита санкционных грузов через территорию России, однако всех проблем оно не решит.

Плохая идея

23.09.2013

Юрий Саакян, генеральный директор АНО "Институт проблем естественных монополий" Российское правительство в следующем году решило заморозить тарифы естественных монополий ("Газпрома", "Россетей", РЖД и др.). Согласно планам Минэкономразвития, в следующем году тарифы повышаться не будут, а в 2015-2016-м их проиндексируют на величину инфляции 2014 года.
Предполагается, что заморозка тарифов будет стимулировать промышленное производство, потребительский спрос, сдержит темпы роста инфляции, что в целом подстегнет рост ВВП. Но, на мой взгляд, идея замораживания тарифов неправильна с многих точек зрения. И это можно показать на примере тех же РЖД.
Допустим, у РЖД есть текущие расходы, расходы на содержание и ремонт, есть инвестиционная программа. Текущие расходы складываются из заработной платы, приобретения электроэнергии, разных материалов, в том числе на содержание путей. С ростом потребительской инфляции коррелирует лишь около 40% расходов РЖД - фонд оплаты труда и отчисления. На остальные затраты оказывают влияние все отрасли промышленности, динамика цен в которых намного выше. Понятно, что если цены на эти материалы будут меняться, а тариф не проиндексируют, то, соответственно, можно будет выполнить меньшее количество работ. Иными словами, это означает, что нормативное состояние путей начнет ухудшаться. А это, в свою очередь, приведет к тому, что, задача, которая в свое время была поставлена перед РЖД - не допустить дальнейшего увеличения износа, - решена не будет.
Кроме того, зарплату работникам компании проиндексировать тоже будет нельзя. Дело в том, что уровень зарплат в РЖД не так уж высок. Надо учитывать, что компания функционирует на всей территории России и есть регионы, где ощущается острый недостаток рабочей силы. Понятно, что наиболее квалифицированные люди, те, кого называют настоящими профессионалами, могут перейти в другие компании. Это то, что касается текущей деятельности РЖД.
Теперь что касается инвестиционной программы. Она складывается из двух источников - амортизации и, собственно говоря, прибыли. Насколько я понимаю, если тариф не будет проиндексирован, то прибыли не будет.
Соответственно, инвестпрограмма сожмется, и РЖД смогут реализовать меньшее количество проектов. Что это означает на практике? В первую очередь не запустятся проекты, связанные с развитием инфраструктуры.
Но надо быть прозорливыми и учитывать, что в случае, когда экономика начнет расти, мы опять рискуем столкнуться с тем же невывозом грузов. И это будет происходить по вполне объективной причине.
Я остановился на основных последствиях заморозки тарифов для самих РЖД. Но есть последствия для всей российской экономики. И вот они-то, насколько я понимаю, гораздо серьезнее. Нелишне будет напомнить, что экономика циклична. А это значит, что рано или поздно начнется подъем, и инфраструктура, которая, как считается во всем мире, должна развиваться опережающими темпами, станет буксовать. И, когда будет предъявлен запрос на перевозки, выяснится, что инфраструктура к ним совершенно не готова.
Это во-первых, если говорить о влиянии заморозки тарифов на российскую экономику.
Во-вторых, реализация инвестпрограмм таких крупных, особенно инфраструктурных, компаний - достаточно большой заказ для промышленности.
Соответственно, если заказ такой компании, как РЖД, уменьшается, это, естественно, повлияет на смежные отрасли, на тех же самых металлургов, машиностроителей, электротехников и так далее - поставщиками РЖД являются 19 отраслей.
Не раз уже приходилось слышать, что в случае замораживания тарифов такая компания, как РЖД, может изыскать и внутренние ресурсы. Но что такое внутренние ресурсы? Давайте определимся сразу. Снижать издержки, конечно, можно, и какой-то ресурс у РЖД, естественно, есть. Но их нельзя снижать бесконечно. В 2013 году РЖД и так продекларировали сокращение расходов на 82 млрд рублей, а это порядка 7% совокупных затрат компании. То есть в конце концов наступает момент, когда надо будет резать по живому и от чего-то отказываться. В лучшем случае - это урезание инвестпрограмм. В худшем - увольнение части персонала. Но надо понимать, что квалифицированные кадры у нас в дефиците. И если они уйдут, а завтра в них возникнет потребность, то найти их будет крайне сложно. Когда сегодня говорят о снижении издержек, почему-то всегда упускают из виду, что это имеет какую-то цену. А цена бывает порой слишком высока.

Журнал "Профиль", 23 сентября 2013 г.


Возврат к списку