Правительство адаптирует бюджетную политику к длительному кризису

Правительство адаптирует бюджетную политику к длительному кризису НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА: Кабинет министров объявил на прошлой неделе о широкой программе наращивания госрасходов, в том числе на частичное восстановление потенциала системы здравоохранения, который был ослаблен хроническим недофинансированием в последние годы.

Полувагоны толкают под контейнеры

КОММЕРСАНТ: РСПП просит правительство как можно скорее отменить запрет на перевозку контейнеров в полувагонах. Это может привести к вовлечению в оборот простаивающего универсального парка, но нарушит существующий бизнес операторов фитинговых платформ. Сторонники снятия запрета считают, что в результате снизится себестоимость перевозок, так как полувагон дешевле в аренде, нежели платформа. Противники же говорят, что перевозка в полувагонах была вынужденной мерой в условиях дефицита платформ, которого теперь уже нет.

Контейнеры ищут место в полувагонах

КОММЕРСАНТ: ОАО РЖД начало испытывать новый тип крепления контейнеров в полувагонах для международного сообщения. Зарубежные контейнеры в зарубежных полувагонах можно возить и сегодня. Но испытания пройдут на фоне бурной дискуссии о том, следует ли вернуть такую практику в России, что уже поддержал глава ОАО РЖД Олег Белозеров. Подобные перспективы вызывают недовольство контейнерных перевозчиков, которые опасаются оттока объемов, тогда как на рынке оперирования универсальным парком, напротив, предвкушают рост загрузки.

Власти подкинут железным дорогам 109 млрд

03.10.2013

Государство подсластит Российским железным дорогам (РЖД) горькую пилюлю обнуления тарифа на грузовые перевозки в будущем году. Общий объем субсидий железнодорожникам в 2014-м должен составить около 109 млрд рублей.
Государство в следующем году внесет в уставный капитал РЖД 43,6 млрд рублей, следует из проекта федерального бюджета. Из этой суммы около 20 млрд рублей госмонополия получит в рамках федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года". Речь идет об инвестпроектах по развитию Байкало-Амурской (БАМ) и Транссибирской (Транссиб) магистралей, пояснили "Известиям" в Минтрансе.
- Объемы дополнительного финансирования для преодоления транспортных диспропорций железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба в 2013- 2017 годах составят не менее 260 млрд рублей. Признано целесообразным внести их в уставный капитал РЖД, - заявлял в апреле текущего года премьер-министр Дмитрий Медведев.
Позднее стала популярной идея выделить на эти проекты средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ). В июне президент Владимир Путин предложил распределить 450 млрд рублей из ФНБ между крупнейшими инфраструктурными проектами. В результате было решено, что для финансирования модернизации БАМа и Транссиба ФНБ купит акции РЖД на 150 млрд рублей (по 50 млрд рублей в год начиная с 2014-го), а бумаги еще на 110 млрд рублей будут оплачены напрямую из бюджета.
Оставшиеся 23,65 млрд допэмиссии РЖД 2014 года отнесены к подпрограмме "Магистральный железнодорожный транспорт" госпрограммы "Развитие транспортной системы" и пойдут на "капитальные вложения в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности". О чем именно идет речь, в профильных ведомствах не пояснили, но одна из задач подпрограммы - строительство (к 2020 году) железнодорожных объектов в Московском транспортном узле, включая Малое кольцо Московской железной дороги, линию скоростного движения до Новопеределкино, ветку от Химок до Шереметьево и так далее.
Еще около 24,4 млрд рублей государство в следующем году потратит на поддержку пригородного сообщения. Субсидии РЖД на компенсацию льгот за использование инфраструктуры пригородными пассажирскими компаниями (ППК) будут снижены с 25 до 12,5 млрд рублей (при планируемой потребности в 35,4 млрд, утверждают РЖД).
Зато 11,875 млрд рублей должны быть направлены из федерального бюджета регионам, чтобы те, в свою очередь, компенсировали ППК потери от госрегулирования тарифов. Ранее Дмитрий Медведев грозил отменой таких субсидий уже с 2014 года. Предполагается, что регионы сами должны нести ответственность за компенсацию выпадающих доходов ППК. Но например, в текущем году, по информации РЖД, потребность пригородных компаний в субсидиях составляет 16,8 млрд рублей, а в региональных бюджетах заложено всего 7,7 млрд рублей, менее половины необходимой суммы.
Предусмотрены в федеральном бюджете компенсации и других льгот: 23,6 млрд рублей на компенсацию тарифов в плацкартных и общих вагонах, почти 1,7 млрд рублей на компенсацию льготного проезда студентов и школьников.
- Пассажирский бизнес РЖД убыточен из-за высокой социальной нагрузки и субсидирования перевозок, но это компенсируется прибылью от грузовых перевозок, - напоминает аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. - Замораживание тарифа на услуги РЖД в 2014 году, конечно, негативно скажется на финансовых результатах монополии и соответственно на возможности финансировать масштабную инвестиционную программу. Поэтому, вероятно, государство и поддержит железнодорожников.
В начале сентября стало известно, что правительство в следующем году может отказаться от индексации тарифов естественных монополий, включая тариф РЖД на грузоперевозки. Выручка РЖД по итогам 2012 года составила 1,54 трлн рублей, чистая прибыль - 78 млрд рублей. При этом из-за нулевой индексации тарифа в 2014 году РЖД потеряют 77 млрд рублей, заявлял ранее министр экономического развития Алексей Улюкаев.
- Ежегодная корректировка тарифа в соответствии с экономической ситуацией позволяет выполнять государственные задачи по развитию инфраструктуры железных дорог, обеспечивает финансовую стабильность деятельности, позволяет привлекать заемные средства для финансирования инвестиционной программы, - напомнили в РЖД. - Отход от принципов, заложенных в методике ФСТ, безусловно, потребует уточнения параметров инвестиционной деятельности, программы заимствований и финансового плана РЖД на 2014 год.

Газета "Известия", 3 октября 2013 г.


Возврат к списку