Подшипники докатились до правительства

Подшипники докатились до правительства КОММЕРСАНТ: Железнодорожные операторы и производители роликовых подшипников для грузовых вагонов написали письма в Совбез РФ, правительство и ОАО РЖД, призывая отказаться от директивного перевода всей отрасли на кассетные подшипники. По их мнению, возникает слишком большая зависимость от импорта подшипников и разрушается производство роликовых подшипников, которые успешно поставляются в Европу.

ОАО РЖД отцепляется от ремонта вагонов

ОАО РЖД отцепляется от ремонта вагонов КОММЕРСАНТ: ОАО РЖД начало процесс передачи участков текущего отцепочного ремонта в аренду своим вагоноремонтным предприятиям. По мнению участников рынка, это лишь небольшой шаг в сторону реформирования рынка ремонта вагонов, однако операторы относятся к нему настороженно. 

Порты-2013: Басни, детективы и повести

26.12.2013

Самые запоминающиеся события портовой отрасли 2013 года вновь подтвердили ценность искусства вести переговоры. Затянувшиеся поиски компромисса между мажоритарными акционерами "Новороссийского морского торгового порта" (НМТП) пугают потенциальных инвесторов и снижают привлекательность 20% акций, которые планировалось приватизировать в этом году.
С другой стороны, судя по всему, именно умение договариваться помогло основному владельцу "Мечела" Игорю Зюзину получить контроль над "Ванинским морским торговым портом" .
"ЛЕБЕДЬ, РАК И ЩУКА" В НОВОРОССИЙСКЕ
Самой яркой историей уходящего года стали корпоративные страсти в НМТП. Со стороны ситуация напоминает басню "Лебедь, рак и щука". У каждого из акционеров свои представления о приоритетных направлениях развития актива и, как следствие, вложениях средств.
Разногласия между мажоритариями стивидора - государственной АК "Транснефть" и группой "Сумма" Зиявудина Магомедова, которые на паритетных началах владеют 50,1% акций НМТП, стали достоянием общественности в феврале. Первый вице-президент нефтепроводной компании Максим Гришанин заявил, что менеджмент НМТП не справился с задачами, и госкомпания будет настаивать на его смене, а также указал на неудовлетворительное состояние инфраструктуры порта по перевалке нефти и нефтепродуктов.
Трубопроводная монополия предостерегала, что стивидор может оказаться не в состоянии платить по долгу в 1,95 миллиарда долларов. Но в ноябре НМТП объявил, что договорился со Сбербанком о реструктуризации кредита. О намерении сделать это до конца 2013 года говорил и экс-глава группы Радо Антолович, парируя также и другие замечания монополии.
Через некоторое время "Сумма" и "Транснефть" заявили, что нашли компромисс в споре об управлении портом и вопрос о смене менеджмента подниматься не будет, но весной Антолович все же сложил свои полномочия из-за возбужденного против него уголовного дела.
Затем постепенно правление компании покинули почти все его соратники. В результате конфликта "Сумма" не только лишилась выдвинутого ею топ-менеджера, но и потеряла фактическое преимущество в совете директоров. Осенью "Транснефть" увеличила контроль в НМТП, купив еще 10,5% акций стивидора, при этом не предупредив о подобных намерениях своего партнера.
Тогда же стала появляться неофициальная информация о возможном разделе активов между "Транснефтью" и "Суммой". Но ни одна из сторон этого не подтверждала, отмечая, что идет дискуссия о новых схемах управления бизнесом НМТП.
Выяснение отношений между мажоритарными акционерами проходило на фоне стремления государства продать подконтрольные ему 20% стивидора, но сделка в итоге так и не состоялось. Новых красок в историю с приватизацией добавили топ-менеджеры госкомпаний - "Роснефти" и РЖД .
Крупнейшая российская нефтяная компания заявила, что ей необходимы 20% НМТП для создания в порту базы обеспечения шельфовых проектов в Черном море. Президент "Роснефти" Игорь Сечин подчеркивал, что компания готова купить акции по рыночной цене. Но в правительстве эту идею не поддержали.
Президент РЖД Владимир Якунин в свою очередь заявил о готовности продать подконтрольные железнодорожной монополии 5,3% акций стивидора вместе с госпакетом, но отмечал, что компания хочет получить не меньше, чем заплатила за пакет при его покупке в 2007 году.
Вполне возможно, что в следующем году государство определится со сроками и формой приватизации и попробует продать более симпатичный, как назвал его глава МЭР Алексей Улюкаев, блокпакет.
Аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков считает, что в сложившейся ситуации наиболее вероятным вариантом развития событий в 2014 году будет продажа госпакета стратегическому инвестору, близкому к "Транснефти" или "Роснефти". По его мнению, на фоне акционерного конфликта трубопроводной компании и "Суммы" актив не слишком привлекателен для профильного стратегического инвестора или размещения акций в рамках SPO на бирже.
"КОНЦЫ В ВОДУ" ИЛИ ТАИНСТВЕННЫЙ БЕНЕФИЦИАР ВАНИНО
История с раскрытием бенефициаров порта Ванино вполне могла бы увлечь Шерлока Холмса, если бы он распутывал схемы финансирования сделок и занимался поиском реальных владельцев компаний.
Началось все еще в прошлом году. "Мечел-Транс" (структура "Мечела") в конце 2012 года выиграл аукцион по продаже госпакета порта Ванино, вскоре раскидав акции по трем кипрским офшорам. "Мечел-Транс" также приобрел акции, принадлежавшие En+ Олега Дерипаски. С ними горнометаллургическая компания рассталась осенью, оставив у себя лишь незначительную долю.
Долгое время оставалось загадкой, кто именно помог реализовать эти сделки. Завесу тайны весной приоткрыл Владимир Якунин, заявив, что НПФ "Благосостояние", подконтрольный РЖД, частично профинансировал приобретение "Мечелом" порта Ванино. Осенью прояснились детали. Банки, подконтрольные "Благосостоянию", профинансировали покупку структурами РЖД почти 25% уставного капитала порта, предоставив кредит. Речь идет о сделке по схеме РЕПО. По словам источника агентства "Прайм", через три года структуры Зюзина обязались выкупить пакет.
Имена остальных инвесторов и детали схем финансирования до сих пор остаются загадкой. В "Мечеле" ситуацию в Ванино комментировать отказываются, ссылаясь на то, что являются лишь миноритарным акционером порта. При этом президент РФ Владимир Путин на большой пресс-конференции в декабре именно "Мечел" назвал собственником порта.
ХРОНИКАЛЬНЫЙ СЮЖЕТ, ЕСТЕСТВЕННОЕ ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ
Остальные портовые истории 2013 года похожи на повести, развиваются они естественно, ровно и планомерно. Федеральная служба по тарифам продолжает отменять прямое ценовое регулирование в портах, в частности в НМТП, портах Балтийского бассейна. "Ямал СПГ" ведет работу по строительству порта Сабетта, завершен первый этап дноуглубительных работ, оптимизируются затраты на проект.
Проект по созданию сухогрузного района морского порта "Тамань" в августе был удостоен внимания президента. Сейчас проект находится на согласовании в Главгосэкспертизе. Интерес к нему проявил ряд крупных российских компаний.
В уходящем году российские и иностранные компании заявляли о намерениях строить новые терминалы для перевалки экспортных грузов, в первую очередь на Дальнем Востоке. В том числе о планах создания терминалов по перевалке угля заявили "Ростех" вместе с корейской государственной энергетической компанией Korea Western Power, Тувинская энергетическая промышленная корпорация Руслана Байсарова, ХК "СДС-Уголь".
"Газпром нефть" планирует построить на Ямале терминал по перевалке нефти Новопортовского месторождения. Возможность вложения в портовую инфраструктуру вместе с иностранными инвесторами рассматривает и Российский фонд прямых инвестиций.
От 2014 года будем ждать возврата российских компаний из офшоров, окончательного мира между "Транснефтью" и "Суммой", долгожданной приватизации госпакета НМТП и реализации новых проектов развития портовых мощностей.

РИА "Новости", 26 декабря 2013 г.


Возврат к списку