Evraz докатил до аварии

КОММЕРСАНТ: Вагоны со старыми колесами группы запрещены.

Ространснадзор запретил использовать вагоны с колесами, выпущенными в 2003–2006 годах одним из двух российских производителей — Нижнетагильским меткомбинатом (НТМК) Evraz. С их дефектом связывают два схода грузовых вагонов в последний год. Железнодорожники испытывают острый дефицит колес на 200–300 тыс. единиц в год. Но, по мнению участников рынка, колес НТМК, попавших под запрет, осталось не более 6 тыс. штук, то есть он ситуацию серьезно не ухудшит. В Evraz же говорят, что с 2005 года не выпускают колеса, в которых в принципе возможен выявленный дефект.

Производство грузовых магистральных вагонов в РФ увеличилось в январе-марте 2019 года на 23,2%

ТАСС: Производство грузовых магистральных вагонов широкой колеи в РФ по итогам января- марта 2019 года выросло на 23,2% относительно аналогичного периода 2018 года, до 18,4 тыс. единиц. Данная информация содержится в материалах Росстата, пишет ТАСС.

Рост производства магистральных тепловозов составил 18,9%, до 63 секций. Производство магистральных электровозов сократилось на 4,8%, до 60 штук. В марте 2019 года отмечается рост производства грузовых вагонов относительно марта 2018 года на 16,3% и относительно февраля 2019 года - на 6,3%.

Решающее слово

22.01.2014

Еще совсем недавно на официальном уровне звучали заявления о том, что для нормального развития России необходим ежегодный рост экономики минимум на 5–6%. Теперь об этом, похоже, можно надолго забыть. При этом в едином ключе звучат как официальные данные, так и экспертные оценки, а также мнение бизнеса: в нынешнем году переломить ситуацию будет крайне сложно. Об этом же свидетельствует анализ динамики опережающего индикатора реального сектора – КаргоИндекса.
Роль государственных инвестиций в экономике повышается. Минэкономразвития допускает, что в 2013-м ВВП России увеличился всего на 1,3% в годовом сопоставлении. Во всяком случае, эту цифру недавно озвучил глава ведомства Алексей Улюкаев. Это радикально отличается от ожидавшихся изначально и так не особо впечатляющих 3,6%. На текущий год планы также понижаются: еще в ноябре ведомство надеялось на подъем экономики на 3%, теперь – лишь на 2,5%.
Но вопрос еще в том, за счет чего можно будет обеспечить даже такой рост. В принципе «кандидатур» не так уж много. Как свидетельствуют прогнозные данные, драйвером должно стать расширение объема инвестиций в основной капитал (на 3,9% в годовом сопоставлении). Пока говорить об успехах не приходится. По мнению Минэкономразвития, в 2013 году был рост на символические 0,2%. Причем отмечается, что инвестиции по кругу крупных и средних организаций вовсе снизились. Это не выглядит странным, если учесть, что устойчивый негативный тренд наблюдается здесь еще с 2012 года.
Если говорить о будущем, то отдельного рассмотрения заслуживает ситуация в строительстве. Очагами активности были сначала реализация крупных проектов с госучастием (подготовка к саммиту АТЭС во Владивостоке, Универсиаде в Казани и Олимпиаде в Сочи), а затем – на фоне роста ипотечного кредитования и доходов населения – оживление в жилищном строительстве. Теперь, похоже, ситуация меняется. Завлабораторией структурных проблем экономики Института Гайдара Ольга Изряднова указывает на сокращение объемов незавершенных работ, а значит, невозможность убедительного роста индустрии в дальнейшем.
Дополняют общую негативную картину весьма тревожные данные Росстата по итогам выборочного обследования активности промышленных организаций. Как выясняется, основными ограничивающими их инвестиционную деятельность факторами сейчас являются недостаток собственных средств, а также высокие ставки по кредитам и вообще сложный механизм их получения. Следовательно, деньги на развитие бизнесу брать особо негде. Но, как свидетельствует опрос Росстата, предприятия считают, что делать это еще и незачем. Растет число организаций, заявляющих о недостаточном спросе на свою продукцию (так говорит каждый пятый). Причем негативно оценивается не только положение дел на собственном рынке, но и в экономике в целом. А на изменения в лучшую сторону в нынешнем году рассчитывает при этом лишь треть опрошенных.
Получается, что в создавшихся условиях переломить тренд на самом деле под силу только государству. «Конечно, это не панацея от всех бед экономики – бюджетные инвестиции, но их все-таки у нас 6–7 трлн руб. Они значительно влияют и на всю экономику в целом», – заявил в середине января на совещании с членами правительства Президент РФ Владимир Путин.
Надо сказать, что у экономики еще одной традиционной поддерживающей силой является потребительский спрос. Его роль в России по-прежнему довольно высока: по официальной оценке, объем розничной торговли в минувшем году прибавил 3,8%. Однако сейчас уже многие эксперты говорят о том, что в последнее время внутреннее потребление удерживалось на достаточно высоком уровне скорее по инерции и вскоре начнет сокращаться. Тем более что ожидается сжатие объемов кредитования населения. Причем перекредитованность уже давно налицо и явно беспокоит Центральный банк.
Но не только займы влияют на ситуацию, о чем свидетельствуют данные актуального прогноза Минэкономразвития: ожидается, что в этом году розница увеличится только на 3,5%. Еще недавно оценки были более высокими (4%), но ведомство пересмотрело их вслед за корректировкой темпа роста реальных зарплат (с 4% до 3,3%), а также доходов населения в целом (с 3,3% до 3,1%).
Еще один потенциально болезненный для экономики момент связан с ситуацией в сельском хозяйстве. Здесь в прошлом году все было относительно благополучно, чему во многом способствовал хороший урожай (в весе после доработки собрано 91 млн тонн зерна против 70,6 млн годом раньше). В результате объем сельхозпроизводства увеличился на неплохие 6,2%. Обеспечить прибавку от достигнутого уровня в нынешнем году будет само по себе нелегко, а потому ожидается только 2% роста.
Промышленность, как уже говорилось выше, не излучает оптимизм. Но то касалось планов предприятий, а есть и факты. По мнению Минэкономразвития, рост производства в прошлом году практически отсутствовал (прибавка составила 0,1%). На этот год ожидания невелики (2,2%). А с учетом всего изложенного ранее еще не ясно, сбудется ли вообще этот прогноз. О возможном потенциале роста свидетельствуют лишь оценки запасов готовой продукции, которые к концу года снизились. Однако эксперты предупреждают, что увеличение выпуска только под влиянием этого фактора создает основу для очередного затоваривания складов и последующего торможения производства.
Первый специализированный транспортный индикатор России – КаргоИндекс – в течение всего прошлого года фиксировал признаки болезни в экономике, отражая процессы, происходящие в ее реальном секторе. Впрочем, тревожные сигналы от КаргоИндекса стали поступать еще в конце 2012-го, когда темп его роста начал резко таять. Это неудивительно, ведь показатель жестко завязан на результаты работы железных дорог, а, учитывая отечественные реалии, именно они традиционно первыми начинают ощущать надвигающиеся проблемы. Точно так, кстати, было накануне кризиса 2008–2009 годов, когда КаргоИндекс еще до официального признания проблем стал заметно сбоить.
Под конец 2013 года показатель немного прибавил. Его абсолютное значение (оно позволяет проводить анализ по сравнению с начальной точкой, которой определен январь 2006-го) в ноябре выросло к предыдущему месяцу на 1,8 пункта (до 106,7%), а в декабре – еще на 2 пункта (до 108,7%). Одновременно с этим индикатор, рассчитанный в годовом сопоставлении, начал сокращать провал: если в октябре было снижение на 6,6%, то в ноябре – на 4,7%, а в декабре – только на 0,9%.
Это связано с изменением объема погрузки на сети железных дорог. После октябрьской потери 4,7% в ноябре было сокращение лишь на 2,6%, а в декабре – вовсе рост на 1,8%. В числе прочего поводом для этого стала уже обозначенная выше разгрузка складов. Но не только. Так, начался этап сравнения с относительно низкой базой. Можно предположить, что под влиянием этого фактора рост сохранится и в ближайшее время.
При этом в декабре из включенных в расчетную базу КаргоИндекса грузов, относящихся к наиболее важным для реального сектора отраслям, достаточно уверенно чувствовали себя уголь, зерно, удобрения. Относительно неплохо выглядели также лесные грузы, черные металлы и цемент. По остальным составляющим индикатора положение дел хуже. В том числе далека от рекордной погрузка двух основных составляющих КаргоИндекса – нефтяных и строительных грузов.

Газета "Гудок", 22 января 2014 г.


Возврат к списку