Evraz докатил до аварии

КОММЕРСАНТ: Вагоны со старыми колесами группы запрещены.

Ространснадзор запретил использовать вагоны с колесами, выпущенными в 2003–2006 годах одним из двух российских производителей — Нижнетагильским меткомбинатом (НТМК) Evraz. С их дефектом связывают два схода грузовых вагонов в последний год. Железнодорожники испытывают острый дефицит колес на 200–300 тыс. единиц в год. Но, по мнению участников рынка, колес НТМК, попавших под запрет, осталось не более 6 тыс. штук, то есть он ситуацию серьезно не ухудшит. В Evraz же говорят, что с 2005 года не выпускают колеса, в которых в принципе возможен выявленный дефект.

Производство грузовых магистральных вагонов в РФ увеличилось в январе-марте 2019 года на 23,2%

ТАСС: Производство грузовых магистральных вагонов широкой колеи в РФ по итогам января- марта 2019 года выросло на 23,2% относительно аналогичного периода 2018 года, до 18,4 тыс. единиц. Данная информация содержится в материалах Росстата, пишет ТАСС.

Рост производства магистральных тепловозов составил 18,9%, до 63 секций. Производство магистральных электровозов сократилось на 4,8%, до 60 штук. В марте 2019 года отмечается рост производства грузовых вагонов относительно марта 2018 года на 16,3% и относительно февраля 2019 года - на 6,3%.

Железные дороги завернули к премьеру

28.01.2014

Глава ОАО РЖД Владимир Якунин вынес давний конфликт монополии с ФАС на суд премьера Дмитрия Медведева. Топ-менеджер потребовал, чтобы правительство решило вопрос о штрафе 2,24 млрд руб., который ФАС наложила на ОАО РЖД еще в 2012 году. Ведомство сочло, что монополия злоупотребила положением на рынке и не предоставляла услуги по перевозке грузов по гостарифам. В ОАО РЖД указывают причиной проблем реформу отрасли и просят отозвать претензии ФАС. Эксперты называют требования монополии бессмысленными.
В распоряжении "Ъ" оказалось письмо президента ОАО РЖД Владимира Якунина Дмитрию Медведеву от 17 декабря 2013 года. Топ-менеджер просит премьера разрешить тянущийся с конца 2011 года конфликт с ФАС вокруг доступности железнодорожных перевозок по гостарифам для грузоотправителей. ОАО РЖД является, по сути, единственным в стране железнодорожным перевозчиком, и его услуги публичны, то есть монополия обязана удовлетворять заявки грузоотправителей на перевозку и предоставлять им подвижной состав. Вагоны ОАО РЖД исходно работали по прейскуранту 10-01 (гостариф) и нередко были заметно дешевле парка частных операторов. Но к 2011 году ОАО РЖД передало около 350 тыс. вагонов дочерним Федеральной грузовой компании (ФГК) и Первой грузовой компании (сейчас принадлежит UCLH Владимира Лисина). После этого, как указывала ФАС, ОАО РЖД стало реже предоставлять вагоны по прейскуранту, а иногда отказывалось это делать. Но из-за более высоких цен многие грузоотправители не хотели работать с частными операторами. ОАО РЖД разрешили арендовать вагоны ФГК и частных операторов, но монополия платила всего около 1 тыс. руб. за вагон в сутки при рыночной цене 1,6 тыс. руб., так что частных операторов это предложение заинтересовало не слишком сильно.
Ряд грузоотправителей пожаловались в ФАС, и в декабре 2011 года служба признала монополию виновной в злоупотреблении доминирующим положением. Чиновники заявили, что при создании дочерних компаний ОАО РЖД было предписано соблюдать права грузоотправителей на использование подвижного состава "как перевозчика, так и любого другого собственника или арендатора" на равных условиях. Но "при избытке вагонов количество удовлетворенных заявок крупных грузоотправителей снизилось с 90% до 60%, а малых и средних - с 75% до 35%", заявляли в ФАС. В ноябре 2012 года ФАС оштрафовала ОАО РЖД на 2,24 млрд руб.
Формально ОАО РЖД и сейчас остается единственным железнодорожным перевозчиком (за немногими исключениями, принципиально на рынок не влияющими) и, как и прежде, должно удовлетворять все заявки. Но в ОАО РЖД говорят, что их число снизилось и, как правило, заявляются к перевозке спецгрузы. Источник "Ъ" среди операторов поясняет, что цены на частные вагоны упали вдвое, и сегодня полувагон можно арендовать за 600-750 руб. в сутки. Но штрафа это не отменяет, и ОАО РЖД пытается оспорить его в суде. В ноябре 2013 года ФАС выиграла апелляцию, после чего Владимир Якунин и написал премьеру, потребовав повлиять на позицию службы. "Рассмотрение спора в суде означает оценку хода реформы железнодорожного транспорта, что является прерогативой правительства",- утверждает глава ОАО РЖД. Он предлагает либо обязать государство возмещать монополии расходы на вагоны с рынка, либо вернуть ей около 350 тыс. вагонов.
Передача вагонов монополии дочерним структурам действительно была частью программы реформы отрасли. Вопрос последствий такого шага при публичности договора перевозки поднимался, но в итоге так и не был закреплен и оговорен до конца. При этом между ФАС и ОАО РЖД уже давно тлеет конфликт, в ходе которого их руководители Игорь Артемьев и Владимир Якунин не стесняются в выражениях. Чиновник в 2013 году называл ОАО РЖД "железнодорожным "Газпромом"" и "типично советской монополией", отмечая, что руководство компании ведет целенаправленную линию против развития конкуренции. В картотеке арбитражного суда можно найти десятки исков ФАС к ОАО РЖД.
Дмитрий Медведев в ответ на жалобу господина Якунина 30 декабря прошлого года поручил первому вице-премьеру Игорю Шувалову, вице-премьеру Аркадию Дворковичу и Игорю Артемьеву разобраться и доложить о результатах. Представители вице-премьеров на запросы не ответили, но, по данным "Ъ", Игорь Шувалов потребовал от ФАС, Минтранса и Минэкономики предложений к 24 января. В ОАО РЖД, Минтрансе и Минэкономики комментировать ситуацию не стали, в ФАС пообещали высказать позицию на совещании в правительстве (дата неизвестна). Глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров считает, что предложенные ОАО РЖД варианты - "мягко говоря, странные". "Не понимаю, зачем вносить поправки в закон, если проблемы больше нет и не может возникнуть, или, например, возвращать ОАО РЖД вагоны",- поясняет он, добавляя, что принудить ФАС отказаться от претензий правительство тоже не может, раз было вынесено решение и спор уже в суде.

Газета "Коммерсант", 28 января 2014 г.


Возврат к списку