БАМ расширят светофорами

БАМ расширят светофорами Комерсантъ: ОАО РЖД может существенно удешевить третью очередь развития Восточного полигона (после 2024 года) за счет замены части капитального строительства мероприятиями по организации движения, считает профильный институт ИЭРТ. На некоторых участках такой подход позволит сократить затраты более чем в 15 раз. Однако эксперты полагают, что схему реально можно применить только на Транссибе, который в отличие от БАМа электрифицирован.

ПГК не исключает IPO, планирует войти в топ-3 контейнерных ж/д операторов

ПГК не исключает IPO, планирует войти в топ-3 контейнерных ж/д операторов ТАСС: Первая грузовая компания (ПГК) продолжает рассматривать возможность первичного размещения акций (IPO), однако считает преждевременным говорить о сроках в нынешней рыночной ситуации, заявил журналистам гендиректор компании Сергей Каратаев.

Железные дороги завернули к премьеру

28.01.2014

Глава ОАО РЖД Владимир Якунин вынес давний конфликт монополии с ФАС на суд премьера Дмитрия Медведева. Топ-менеджер потребовал, чтобы правительство решило вопрос о штрафе 2,24 млрд руб., который ФАС наложила на ОАО РЖД еще в 2012 году. Ведомство сочло, что монополия злоупотребила положением на рынке и не предоставляла услуги по перевозке грузов по гостарифам. В ОАО РЖД указывают причиной проблем реформу отрасли и просят отозвать претензии ФАС. Эксперты называют требования монополии бессмысленными.
В распоряжении "Ъ" оказалось письмо президента ОАО РЖД Владимира Якунина Дмитрию Медведеву от 17 декабря 2013 года. Топ-менеджер просит премьера разрешить тянущийся с конца 2011 года конфликт с ФАС вокруг доступности железнодорожных перевозок по гостарифам для грузоотправителей. ОАО РЖД является, по сути, единственным в стране железнодорожным перевозчиком, и его услуги публичны, то есть монополия обязана удовлетворять заявки грузоотправителей на перевозку и предоставлять им подвижной состав. Вагоны ОАО РЖД исходно работали по прейскуранту 10-01 (гостариф) и нередко были заметно дешевле парка частных операторов. Но к 2011 году ОАО РЖД передало около 350 тыс. вагонов дочерним Федеральной грузовой компании (ФГК) и Первой грузовой компании (сейчас принадлежит UCLH Владимира Лисина). После этого, как указывала ФАС, ОАО РЖД стало реже предоставлять вагоны по прейскуранту, а иногда отказывалось это делать. Но из-за более высоких цен многие грузоотправители не хотели работать с частными операторами. ОАО РЖД разрешили арендовать вагоны ФГК и частных операторов, но монополия платила всего около 1 тыс. руб. за вагон в сутки при рыночной цене 1,6 тыс. руб., так что частных операторов это предложение заинтересовало не слишком сильно.
Ряд грузоотправителей пожаловались в ФАС, и в декабре 2011 года служба признала монополию виновной в злоупотреблении доминирующим положением. Чиновники заявили, что при создании дочерних компаний ОАО РЖД было предписано соблюдать права грузоотправителей на использование подвижного состава "как перевозчика, так и любого другого собственника или арендатора" на равных условиях. Но "при избытке вагонов количество удовлетворенных заявок крупных грузоотправителей снизилось с 90% до 60%, а малых и средних - с 75% до 35%", заявляли в ФАС. В ноябре 2012 года ФАС оштрафовала ОАО РЖД на 2,24 млрд руб.
Формально ОАО РЖД и сейчас остается единственным железнодорожным перевозчиком (за немногими исключениями, принципиально на рынок не влияющими) и, как и прежде, должно удовлетворять все заявки. Но в ОАО РЖД говорят, что их число снизилось и, как правило, заявляются к перевозке спецгрузы. Источник "Ъ" среди операторов поясняет, что цены на частные вагоны упали вдвое, и сегодня полувагон можно арендовать за 600-750 руб. в сутки. Но штрафа это не отменяет, и ОАО РЖД пытается оспорить его в суде. В ноябре 2013 года ФАС выиграла апелляцию, после чего Владимир Якунин и написал премьеру, потребовав повлиять на позицию службы. "Рассмотрение спора в суде означает оценку хода реформы железнодорожного транспорта, что является прерогативой правительства",- утверждает глава ОАО РЖД. Он предлагает либо обязать государство возмещать монополии расходы на вагоны с рынка, либо вернуть ей около 350 тыс. вагонов.
Передача вагонов монополии дочерним структурам действительно была частью программы реформы отрасли. Вопрос последствий такого шага при публичности договора перевозки поднимался, но в итоге так и не был закреплен и оговорен до конца. При этом между ФАС и ОАО РЖД уже давно тлеет конфликт, в ходе которого их руководители Игорь Артемьев и Владимир Якунин не стесняются в выражениях. Чиновник в 2013 году называл ОАО РЖД "железнодорожным "Газпромом"" и "типично советской монополией", отмечая, что руководство компании ведет целенаправленную линию против развития конкуренции. В картотеке арбитражного суда можно найти десятки исков ФАС к ОАО РЖД.
Дмитрий Медведев в ответ на жалобу господина Якунина 30 декабря прошлого года поручил первому вице-премьеру Игорю Шувалову, вице-премьеру Аркадию Дворковичу и Игорю Артемьеву разобраться и доложить о результатах. Представители вице-премьеров на запросы не ответили, но, по данным "Ъ", Игорь Шувалов потребовал от ФАС, Минтранса и Минэкономики предложений к 24 января. В ОАО РЖД, Минтрансе и Минэкономики комментировать ситуацию не стали, в ФАС пообещали высказать позицию на совещании в правительстве (дата неизвестна). Глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров считает, что предложенные ОАО РЖД варианты - "мягко говоря, странные". "Не понимаю, зачем вносить поправки в закон, если проблемы больше нет и не может возникнуть, или, например, возвращать ОАО РЖД вагоны",- поясняет он, добавляя, что принудить ФАС отказаться от претензий правительство тоже не может, раз было вынесено решение и спор уже в суде.

Газета "Коммерсант", 28 января 2014 г.


Возврат к списку