ГК РТК отложила IPO ради нового инвестора

КОММЕРСАНТ: Группа компаний РТК, владеющая крупнейшими активами в сфере железнодорожной перевозки зерна и леса, отложила IPO на Лондонской фондовой бирже на $300 млн ради реализации частной сделки. Инвестор не раскрывается, однако, по мнению экспертов, это серьезный игрок с масштабными планами на будущее.

Рельсовое равноправие

КОММЕРСАНТ: Союз операторов железнодорожного транспорта выступил против идеи ОАО РЖД дать возможность отдельным компаниям получать приоритетный доступ к железнодорожной инфраструктуре. Так монополия хочет решить проблему недостаточной пропускной способности экспортных направлений. СОЖТ предлагает сначала провести детальные расчеты возможного роста грузопотока, предупреждая, что введение take-or-pay может привести к возникновению рынка перепродаж. Аналитики называют скепсис операторов ожидаемым и в целом обоснованным.

РЖД проверят на прозрачность

03.02.2014

Российские металлурги поддержали требования ФАС, направленные на повышение прозрачности системы грузоперевозок монополиста. Качеством и ценами на перевозки РЖД недовольны и нефтяные компании, которые все больше прибегают к услугам речного и автомобильного транспорта.
Некоммерческое партнерство "Русская сталь", объединяющее крупнейшие металлургические компании страны, поддержало инициативу Федеральной антимонопольной службы, направленную на повышение прозрачности процессов, протекающих на железнодорожном транспорте. Речь идет о проекте изменений в приказ ФАС России от 12.04.2011 № 263 "Об утверждении форм, сроков и периодичности раскрытия информации субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок".
Металлурги накопили много претензий к ведомству Владимира Якунина. Как сообщили "Общей Газете" в НП "Русская сталь", "отечественные предприятия металлургического и горнорудного комплекса несут серьезные финансовые потери из-за непрозрачности процесса введения ограничений (запрещений) погрузки по отдельным направлениям, сбоев в ритмичной работе предприятий из-за периодически возникающего дефицита локомотивной тяги, замедления скорости продвижения по сети вагонопотока, а также несоблюдения сроков доставки завозимого сырья и вывозимой готовой продукции".
Одной из самых сложных по вопросам взаимодействия структур считают РЖД не только члены НП. "Вопросы перевозок в вертикально интегрированных компаниях, как ФГК ("Федеральная грузовая компания", дочернее предприятие ОАО "РЖД" – ОГ.), решаются крайне сложно. На месте начальнику станции не решить ни один. Все уходит в Москву. Очень негативно на поставках сказался рост тарифов", комментирует ситуацию президент Национального союза железнодорожников Юрий Бусыгин. В "Русской стали" говорят, что закрытость РЖД приводит к трудностям в планировании перевозок, в т.ч. и международных, и формировании сбытовой политики
Исправить ситуацию коренным образом, по мнению металлургов, могут только новые стандарты, за которые выступает ФАС. Напомним, что в течение 2013 года "Русская сталь" минимум трижды критиковала инициативы РЖД как несоответствующие федеральному законодательству и интересам грузоотправителей. В частности, речь шла о незаконности введенных ведомством Якунина т.н. "логконтролей" и технологий календарного планирования.
С критикой РЖД со стороны металлургов солидарны и нефтяные компании, которых также не устраивает качество услуг и применяемые на РЖД тарифы. В прошлом году было зарегистрировано падение объемов транспортировки нефти ж/д транспортом на уровне 3,1%, хотя добыча нефти и нефтепереработка росли Причина заключается в том, что нефтяные компании все чаще отдают предпочтение трубопроводам, а также речному и автомобильному транспорту, который демонстрирует стабильный прирост 10-11% в год.
По словам зампреда комитета по энергетической политике и энергоэффективности РСПП Юрия Станкевича, при сотрудничестве с РЖД нефтяные компании сталкиваются с несвоевременной подачей и уборкой вагонов на эстакадах, сбоями времени подачи под погрузку, задержанными составами. "РЖД совсем не учитывает, что заводы в сфере нефтепереработки работают в режиме безостановочного производства, и их работа не может быть прервана", заявил он в своем комментарии "Известиям".
В ответ РЖД попыталось переложить вину на поставщиков грузов, сославшись на неравномерность поступающих объемов. Но судя по тому, что аналогичные претензии к монополии имеют и производители цемента, и производители инертных грузов в регионах Урала и Сибири, причина все-таки в отсутствии компетентного руководства у железнодорожников, способного наладить работу стратегической отрасли.
Но для исправления этой ситуации одних усилий ФАС и представителей реального сектора будет недостаточно. Здесь уже нужно принимать политическое решение.

Общая газета, 3 февраля 2014 г.


Возврат к списку