ГК РТК отложила IPO ради нового инвестора

КОММЕРСАНТ: Группа компаний РТК, владеющая крупнейшими активами в сфере железнодорожной перевозки зерна и леса, отложила IPO на Лондонской фондовой бирже на $300 млн ради реализации частной сделки. Инвестор не раскрывается, однако, по мнению экспертов, это серьезный игрок с масштабными планами на будущее.

Рельсовое равноправие

КОММЕРСАНТ: Союз операторов железнодорожного транспорта выступил против идеи ОАО РЖД дать возможность отдельным компаниям получать приоритетный доступ к железнодорожной инфраструктуре. Так монополия хочет решить проблему недостаточной пропускной способности экспортных направлений. СОЖТ предлагает сначала провести детальные расчеты возможного роста грузопотока, предупреждая, что введение take-or-pay может привести к возникновению рынка перепродаж. Аналитики называют скепсис операторов ожидаемым и в целом обоснованным.

"Мечел" откладывает платежи

25.02.2014

Как стало известно "Ъ", отягощенный долгами "Мечел" Игоря Зюзина задерживает оплату услуг контрагентов: электросетей, железнодорожников, поставщиков газа. Некоторые дебиторы уже обратились в суд. В "Мечеле" уверяют, что с транспортными операторами расчеты идут "в рамках договоренностей", в ряде других случаев виноваты неплательщики самой компании. При этом "Мечел" просит правительство изменить правила оплаты услуг монополий. Добиться этого будет сложно, но в отрасли называют проблему общей и поддерживают усилия компании.
"Мечел" Игоря Зюзина стал проблемным партнером. Источники "Ъ" на рынке железнодорожных перевозок говорят, что компания платит с перебоями. Первая грузовая компания (ПГК) якобы уже "приостановила работу с "Мечелом" в связи с невыполнением условий договора по оплате услуг". Другой источник "Ъ" сообщил, что у "Мечела" крупный долг перед Новой перевозочной компанией, в связи с чем она обслуживает холдинг преимущественно при обратной загрузке вагонов. Операторы отказались от официальных комментариев.
Ежегодно "Мечел" перевозит до 45 млн тонн грузов, в основном через "Мечел-Транс", также его грузы перевозят ПГК (по данным агентства "Infoline-аналитика", около 14%) и другие. В картотеке арбитражных дел ВАС есть три иска ПГК к "Мечел-Трансу", поданные в декабре--январе (два на 77,4 млн руб. рассматриваются, производство по одному, на 13,4 млн руб., прекращено -- "Мечел" расплатился), и один иск "Трансгаранта" на 168 млн руб. (подан 11 февраля). В "Мечел-Трансе" заявляют, что компания "не имеет неурегулированной кредиторской задолженности с транспортными операторами, все расчеты производятся в рамках существующих договоренностей".
За поставки электроэнергии на оптовом рынке "Мечел" платит, но задерживает платежи сетям. В МРСК Урала "Ъ" сказали, что долг за декабрь--январь составляет около 120 млн руб., хотя "раньше "Мечел" отличался нормальной платежной дисциплиной". В МРСК Урала уже "начали претензионную работу", но ведут переговоры и рассчитывают, что "Мечел" "решит внутренние вопросы" и вернется к нормальному порядку платежей. В "Мечел-Энерго" говорят, что своевременная оплата по части договоров "затруднена из-за растущей задолженности потребителей за отпущенные энергоресурсы". "НОВАТЭК-Челябинск" с 3 февраля в суде требует от Челябинского металлургического комбината "Мечела"" (ЧМК) 615 млн руб., в декабре поданы два иска в целом на 871 млн руб. Этот спор стороны не комментируют.
Источник "Ъ" среди металлургов отмечает, что с декабря 2013 года большинство игроков отрасли "не платят до последнего" и добиваются рассрочки. Просто у "Мечела" громадные долги (чистый долг -- $9,4 млрд), заставляющие контрагентов нервничать и давить, говорит собеседник "Ъ". В декабре 2013 года вице-премьер Аркадий Дворкович провел совещание по ситуации с "Мечелом". По итогам компания направила предложения по изменению порядка оплаты услуг естественных монополий (газ, электроэнергия, железнодорожные перевозки) в Минпромторг и отраслевой консорциум "Русская сталь". Детали предложений не раскрываются. Тогда источник "Ъ" в ОАО РЖД говорил, что эта монополия "не намерена давать преференций компании", исключение может быть сделано лишь при предоставлении банковских гарантий. Позиция не изменилась, уточнили вчера в ОАО РЖД. Но в "Русской стали" поддерживают инициативу "Мечела", говорится в письме за подписью ее вице-президента Игоря Хорошего в Минпромторг от 26 декабря. В "Мечеле" и аппарате Аркадия Дворковича отказались говорить на эту тему, в Минпромторге не ответили на вопросы "Ъ".
По словам Андрея Третельникова из RMG, услуги монополий в целом занимают 20-25% в себестоимости металлургов, в угольном бизнесе до половины себестоимости занимает транспортировка. Для "Мечела", у которого на уголь приходится основа выручки, отмена авансов ОАО РЖД будет существенна и позволит высвободить оборотный капитал, считает аналитик. Но глава департамента исследований ТЭКа Института проблем естественных монополий Александр Григорьев сомневается, что "Мечелу" удастся пролоббировать это решение. Индивидуальный подход к проблемам компаний пока возможен, поясняет эксперт, но "глобально нарушить статус-кво, притом что монополии сильно ограничили в росте доходов, правительство вряд ли решится".

Газета "Коммерсант", 25 февраля 2014 г.


Возврат к списку