Долги или плати

Долги или плати Комерсантъ: Борьба вокруг введения на железной дороге договоров «вези или плати» обостряется. Предложенный Минтрансом формат, который должен стать предметом обсуждения на президиуме правкомиссии по транспорту 26 марта, раскритиковали не только грузоотправители, но также Минэнерго и ФАС. Они указывают на несоблюдение баланса интересов сторон и ущемление грузоотправителей.

ФАС раскритиковала идею о приоритете грузов за предоплату РЖД

ФАС раскритиковала идею о приоритете грузов за предоплату РЖД  РБК: Предоставление приоритета по вывозу груза в обмен на предоплату в адрес РЖД нарушает антимонопольное законодательство, считает ФАС. Эта идея Минтранса, по версии регулятора, ущемляет права в том числе малого и среднего бизнеса

Хочешь ехать в первом классе

Хочешь ехать в первом классе Комерсантъ: Правительство поменяет порядок вывоза грузов на восток. Собеседники “Ъ” в отрасли восприняли документ традиционно плохо. В Союзе операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) рассказали, что считают предлагаемые Минтрансом изменения «искажающими принципы равнодоступности, публичности и недискриминационности перевозки».

Сложности выбора

05.03.2014

Объём рынка лизинга грузовых вагонов в 2013 году по отношению к 2012-му существенно сократился. Эксперты называют разные цифры. Самая скептическая оценка – сокращение на 30%. Тем не менее именно лизинг остаётся одним из главных инструментов привлечения подвижного состава. И от того, как будет функционировать и развиваться эта отрасль, будут зависеть темпы обновления парка на сети и финансовое положение игроков железнодорожного рынка.
Последние два года, признали участники деловой встречи, были особенно непростыми как для самих лизинговых компаний, так и для игроков «первого плана» рынка грузовых перевозок – операторов и грузовладельцев. И во многом на ситуацию повлияли внешние факторы.
«Мы переживаем системный кризис. Вопрос стоит о том, насколько длительным будет этот период и сколько участников останется на рынке после окончания этого периода, – отметил заместитель генерального директора, директор по развитию бизнеса Brunswick Rail Владимир Хорошилов. – Оценки даются разные, но я считаю, что они во многом зависят от ситуации не у нас в отрасли, а от экономической ситуации в России и мире в целом».
У самой Brunswick Rail, по словам топ-менеджера компании, объём новых клиентов в прошлом году сократился в несколько раз. И эта тенденция продолжится.
«В то же время вагоны нового поколения и специализированный подвижной состав остаются востребованными. В этом году мы приобрели около 2 тыс. новых вагонов и надеемся, что до конца года эта цифра увеличится в несколько раз. При этом очень трудно сегодня спрогнозировать ёмкость рынка. Но я смотрю позитивно на наши перспективы и надеюсь, мы выйдем из кризиса. То ли это будет начало 2015 года, то ли 2017-го – мы можем долго спорить на этот счёт. Единственное, что мы точно можем констатировать, – это то, что нам предстоит достаточно сложный длительный период», – резюмировал Владимир Хорошилов.
Директор департамента по работе с крупнейшими клиентами ЗАО «Сбербанк Лизинг» Анастасия Халилова согласилась с тем, что последние два года были непростыми как для лизингодателей, так и для лизингополучателей. Однако, по её мнению, в дальнейшем появятся инструменты для прогнозирования количества подвижного состава на сети.
«В целом и для РЖД, и для государства будет понятна ситуация по списанию подвижного состава и чёткая регулировка, что делать дальше: как стимулировать производителей и покупателей, – подчеркнула она. – Для «Сбербанк Лизинга» два года были довольно удачными. По сути, на текущий момент мы находимся в выигрышной ситуации по отношению к другим участникам рынка лизинговых услуг. Мы достаточно бодро смотрим на рынок, делая акцент на инновационных вагонах и локомотивах, но при этом не забываем про специализированный подвижной состав».
И всё же самый перспективный сегмент для лизингодателей, по мнению представителя «Сбербанк Лизинга», именно инновационные вагоны. Особенно с учётом принятого Правительством РФ постановления № 41 о предоставлении лизинговым организациям субсидий на приобретение такого рода техники.
Напомним, документ предусматривает реализацию двух основных мероприятий. Первое из них – предоставление субсидии российским лизинговым компаниям в течение первого года действия кредитного договора по займам, полученным на приобретение грузовых инновационных вагонов с осевой нагрузкой 25 тс и выше, в размере 90% ставки рефинансирования Центрального банка при условии предоставления скидки лизингополучателю. Второе – предоставление субсидии лизингодателям для компенсации выпадающих доходов при предоставлении скидки по уплате авансового платежа при условии приобретения аналогичных вагонов, а также предъявления покупателем свидетельства о сдаче старого вагона на утилизацию. Таким образом, покупателю инновационного вагона предоставляется право выбора: либо предъявить в лизинговую компанию свидетельство об утилизации старого вагона и получить скидку на оплату авансового платежа по договору лизинга при покупке нового инновационного вагона с осевой нагрузкой 25 тс и выше, либо приобрести инновационный вагон с получением льготных условий лизинга.
Однако нюансы предлагаемых механизмов пока что мало понятны рынку. Это доказывает пул из более чем 40 вопросов от лизинговых компаний и операторов, собранный по инициативе одного из производителей инновационных вагонов – «Уралвагонзавода», – для того, чтобы адресовать их Минпромторгу. В результате на площадке министерства была организована встреча, где чиновники дали разъяснения по всем острым и непонятным участникам рынка пунктам.
По словам партнёра финансовой группы аудиторской практики BDO в России, вице-президента Объединённой лизинговой ассоциации Ларисы Ефремовой, ещё ни одна лизинговая компания – даже крупная – не рискнула воспользоваться механизмами постановления. «Слишком много непонятных нюансов», – подтвердила она.
«Я думаю, лизинговые компании будут поначалу опасаться, что после предоставления ими скидки им откажут по каким-то причинам в предоставлении субсидий. Ведь механизмы прописаны, но решения принимаются кредитным комитетом.
И неизвестно, как кредитный комитет будет вести себя по субъективным моментам. То есть риск есть, и он очень большой, – предположила она. – Но надеемся, что крупные компании вскоре всё же рискнут».

Газета "Гудок", 5 марта 2014 г.


Возврат к списку