Ж/д операторы ответили Минтрансу про расчеты потерь по ТОР, оценив их в 23 млрд руб в год

ПРАЙМ: Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) видит в приказе Минтранса России по текущему отцепочному ремонту (ТОР) грузовых вагонов новый вид платы и оценивает потери в 23 миллиарда рублей в год, говорится в письме организации в министерство, с копией которого ознакомилось РИА Новости.

Сложности выбора

05.03.2014

Объём рынка лизинга грузовых вагонов в 2013 году по отношению к 2012-му существенно сократился. Эксперты называют разные цифры. Самая скептическая оценка – сокращение на 30%. Тем не менее именно лизинг остаётся одним из главных инструментов привлечения подвижного состава. И от того, как будет функционировать и развиваться эта отрасль, будут зависеть темпы обновления парка на сети и финансовое положение игроков железнодорожного рынка.
Последние два года, признали участники деловой встречи, были особенно непростыми как для самих лизинговых компаний, так и для игроков «первого плана» рынка грузовых перевозок – операторов и грузовладельцев. И во многом на ситуацию повлияли внешние факторы.
«Мы переживаем системный кризис. Вопрос стоит о том, насколько длительным будет этот период и сколько участников останется на рынке после окончания этого периода, – отметил заместитель генерального директора, директор по развитию бизнеса Brunswick Rail Владимир Хорошилов. – Оценки даются разные, но я считаю, что они во многом зависят от ситуации не у нас в отрасли, а от экономической ситуации в России и мире в целом».
У самой Brunswick Rail, по словам топ-менеджера компании, объём новых клиентов в прошлом году сократился в несколько раз. И эта тенденция продолжится.
«В то же время вагоны нового поколения и специализированный подвижной состав остаются востребованными. В этом году мы приобрели около 2 тыс. новых вагонов и надеемся, что до конца года эта цифра увеличится в несколько раз. При этом очень трудно сегодня спрогнозировать ёмкость рынка. Но я смотрю позитивно на наши перспективы и надеюсь, мы выйдем из кризиса. То ли это будет начало 2015 года, то ли 2017-го – мы можем долго спорить на этот счёт. Единственное, что мы точно можем констатировать, – это то, что нам предстоит достаточно сложный длительный период», – резюмировал Владимир Хорошилов.
Директор департамента по работе с крупнейшими клиентами ЗАО «Сбербанк Лизинг» Анастасия Халилова согласилась с тем, что последние два года были непростыми как для лизингодателей, так и для лизингополучателей. Однако, по её мнению, в дальнейшем появятся инструменты для прогнозирования количества подвижного состава на сети.
«В целом и для РЖД, и для государства будет понятна ситуация по списанию подвижного состава и чёткая регулировка, что делать дальше: как стимулировать производителей и покупателей, – подчеркнула она. – Для «Сбербанк Лизинга» два года были довольно удачными. По сути, на текущий момент мы находимся в выигрышной ситуации по отношению к другим участникам рынка лизинговых услуг. Мы достаточно бодро смотрим на рынок, делая акцент на инновационных вагонах и локомотивах, но при этом не забываем про специализированный подвижной состав».
И всё же самый перспективный сегмент для лизингодателей, по мнению представителя «Сбербанк Лизинга», именно инновационные вагоны. Особенно с учётом принятого Правительством РФ постановления № 41 о предоставлении лизинговым организациям субсидий на приобретение такого рода техники.
Напомним, документ предусматривает реализацию двух основных мероприятий. Первое из них – предоставление субсидии российским лизинговым компаниям в течение первого года действия кредитного договора по займам, полученным на приобретение грузовых инновационных вагонов с осевой нагрузкой 25 тс и выше, в размере 90% ставки рефинансирования Центрального банка при условии предоставления скидки лизингополучателю. Второе – предоставление субсидии лизингодателям для компенсации выпадающих доходов при предоставлении скидки по уплате авансового платежа при условии приобретения аналогичных вагонов, а также предъявления покупателем свидетельства о сдаче старого вагона на утилизацию. Таким образом, покупателю инновационного вагона предоставляется право выбора: либо предъявить в лизинговую компанию свидетельство об утилизации старого вагона и получить скидку на оплату авансового платежа по договору лизинга при покупке нового инновационного вагона с осевой нагрузкой 25 тс и выше, либо приобрести инновационный вагон с получением льготных условий лизинга.
Однако нюансы предлагаемых механизмов пока что мало понятны рынку. Это доказывает пул из более чем 40 вопросов от лизинговых компаний и операторов, собранный по инициативе одного из производителей инновационных вагонов – «Уралвагонзавода», – для того, чтобы адресовать их Минпромторгу. В результате на площадке министерства была организована встреча, где чиновники дали разъяснения по всем острым и непонятным участникам рынка пунктам.
По словам партнёра финансовой группы аудиторской практики BDO в России, вице-президента Объединённой лизинговой ассоциации Ларисы Ефремовой, ещё ни одна лизинговая компания – даже крупная – не рискнула воспользоваться механизмами постановления. «Слишком много непонятных нюансов», – подтвердила она.
«Я думаю, лизинговые компании будут поначалу опасаться, что после предоставления ими скидки им откажут по каким-то причинам в предоставлении субсидий. Ведь механизмы прописаны, но решения принимаются кредитным комитетом.
И неизвестно, как кредитный комитет будет вести себя по субъективным моментам. То есть риск есть, и он очень большой, – предположила она. – Но надеемся, что крупные компании вскоре всё же рискнут».

Газета "Гудок", 5 марта 2014 г.


Возврат к списку