Операторы попросили ФАС проверить вагоноремонтные компании на фоне повышения цен

Операторы попросили ФАС проверить вагоноремонтные компании на фоне повышения цен ТАСС: Анализ факторов, которые привели к росту стоимости ремонта, позволит оценить наличие либо отсутствие неправомерных согласованных действий вагоноремонтных компаний, отмечает председатель президиума СОЖТ Игорь Ромашов

С 2022 года колесным парам с новыми роликовыми подшипниками не понадобится средний ремонт после обточки

С 2022 года колесным парам с новыми роликовыми подшипниками не понадобится средний ремонт после обточки РЖД-Партнер: Комиссия вагонного хозяйства Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества с 1 января 2022 года отменяет требование об обязательном среднем ремонте колесных пар через каждые две обточки для тех, что оборудованы новыми однорядными цилиндрическими роликовыми подшипниками.

Прощайте, цистерны?

05.03.2014

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта запретила допускать на пути общего пользования цистерны с грузами, не входящими в перечень, определенный техническими условиями завода-изготовителя. Цель данного решения одна: предупреждение транспортных происшествий, а вот мнений участников рынка о возможных результатах его реализации - несколько.
Безусловно, у Ространснадзора были основания для подобного запрета. Действия специалистов в случае аварии на сети в значительной степени зависят от вида груза. Методы и тактику предупреждения разлива, испарения или тушения содержимого цистерны определяют в том числе с помощью аварийной карточки, размещенной на ней. Несоответствие указанных в ней данных фактическому содержанию может привести к неправильным действиям по ликвидации аварии и возникновению дополнительной опасности. Следующий фактор - наливные грузы имеют различную вязкость, а следовательно, их динамические свойства при транспортировке тоже неодинаковы. Конструкцией вагона заложена определенная нагрузка на емкость, крепления, тележки при перевозке отдельных грузов, и несоответствие груза в цистерне разрешенному может в некоторых случаях ухудшить устойчивость подвижного состава. Однако только ли это несоответствие становится причиной аварий на практике? Как мы помним, 2013 год печально прославился рекордным количеством изломов боковых рам тележек вагонов, а в числе виновников крушений в 2014-м упоминался, помимо прочего, и человеческий фактор.
Прежний порядок сертификации специализированных вагонов не предусматривал регламентации номенклатуры грузов и конкретного утверждения их перечня. Более того, когда-то грузоотправители работали, ориентируясь на один документ, определяющий правила перевозок грузов наливом в вагонах-цистернах. Сегодня количество документации значительно увеличилось. В соответствии с Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) каждой цистерне присваивается код, по которому можно определить, какой вид груза в ней следует перевозить. Соответственно, требуется, чтобы каждый груз был внесен в технические условия (ТУ) на вагон-цистерну заводом-изготовителем. А между тем химических продуктов огромное количество - номенклатура содержит более 1 тыс. позиций.
Такая жесткая регламентация, конечно же, не может не усложнять порядок работы и не сказываться на сроках доставки грузов, ведь все из них должны быть внесены в ТУ заводами-изготовителями, а при появлении новых грузов процедура будет повторяться. Станут ли от этого перевозки безопаснее? "Я бы так не сказал, - комментирует генеральный директор ОАО "НВЦ "Вагоны" Юрий Бороненко. - Ответственность здесь просто перекладывается на изготовителя. На мой взгляд, эту работу должны выполнять эксперты, а не администрации предприятий через бюрократические процедуры". Поэтому, по мнению эксперта, меры, предпринятые Ространснадзором, не только окажут существенное влияние на сегмент перевозок жидкой химии, но и потребуют не менее года на его адаптацию к новым правилам.
Что же говорят сами производители вагонов-цистерн? По мнению директора по корпоративным коммуникациям компании "РМ Рейл" Татьяны Эндеко, запрет может коснуться лишь универсальных нефтеналивных цистерн, в документации которых указываются не конкретные грузы, а лишь их характеристики: плотность, температура воспламенения, порядок заполнения цистерны и др. "Это дает операторам определенную свободу в выборе грузов, поэтому некоторые и злоупотребляли такой возможностью, - поясняет она. - Мы знаем о практике перевозки пищевых растительных масел в нефтеналивных цистернах, сырой нефти в бензиновых цистернах или бензола - в нефтеналивных. Считаем, что добросовестных грузоперевозчиков введение запрета не затронет". С этим мнением согласен и заместитель генерального директора по развитию ЗАО "Инфотек-Балтика М" Алексей Гречин. "Компании, соблюдающие правила перевозок грузов, в частности жидкой химии, ничего не потеряют от запрета, те же, кто их нарушал, могут утратить часть объема грузоперевозок", - полагает он.
Что касается оценок последствий нововведения, то здесь эксперты демонстрируют противоположные точки зрения. Т. Эндеко считает, что запрет допуска на пути общего пользования цистерн с несоответствующим грузом поддержит спрос на узкоспециализированные вагоны, но в целом не окажет существенного влияния на рынок. С этим утверждением готов поспорить А. Гречин. "По оценкам специалистов нашей компании, более 1 млн т жидких химических грузов в месяц перевозится по путям общего пользования в подвижном составе, который не соответствует перечню технических условий завода-изготовителя", - поясняет он. Поэтому, по мнению А. Гречина, могут вырасти ставки компаний-операторов на предоставление ряда моделей вагонов-цистерн, а также танк-контейнеров, даже с учетом того, что значительная часть специализированного подвижного состава находится в управлении кэптивных операторских компаний.
Так или иначе, но определенная часть подвижного состава все-таки будет выведена из процесса перевозок жидких химических грузов. Чем же его заменять? Ведь более половины цистерн для перевозки для химических грузов в РФ на сегодня уверенно приближается к порогу списания, и за последние 5 лет обновлялось только 10% парка. Почти все вагоны были произведены 20-30 лет назад. Например, последний выпуск цистерн под бензол был в 1995 году, а под амины - вообще в 1986-м. Выходы из ситуации есть, но их не так уж и много: продление сроков эксплуатации, покупка новых химических цистерн и переход на другое оборудование. Например, танк-контейнеры - наиболее безопасное и к тому же универсальное средство для перевозки жидкой химии на сегодня. Что же выберут грузоотправители и операторы? Поживем - увидим.

РЖД-Партнер.ru, 5 марта 2014 г.


Возврат к списку