На границе не хватает координации

На границе не хватает координации ГУДОК: Важно помнить, что причины отцепок вагонов в ТОР имеют не только технический, но и коммерческий характер. Случаи отцепок могут быть вызваны работой различных служб. Это обстоятельство требует создания координирующего органа, который бы взаимодействовал со всеми участниками перевозочного процесса, в том числе с собственниками (операторами) подвижного состава.

Тяжеловесные вагоны попали под обсуждение

ГУДОК: В Центре научно-технического развития «Российских железных дорог» на Рижском вокзале 12 июля прошло публичное обсуждение готовности инфраструктуры общего и необщего пользования к повышению осевых нагрузок подвижного состава.

Вагоны замедляют ход

КОММЕРСАНТ: Серьезное замедление оборота грузовых вагонов на железных дорогах во многом вызвано действиями их операторов, грузоотправителей и грузополучателей, считают в ОАО РЖД. Однако сами клиенты ОАО РЖД считают, что монополия просто пытается разделить ответственность, ожидая плохих результатов погрузки на фоне ухудшения конъюнктуры экспорта.

Пересмотреть устаревшие стандарты

20.03.2014

Готов ли рынок покупать и обслуживать инновационный и более вместительный подвижной состав? На этот вопрос исполнительный директор ОАО "Первая грузовая компания" Александр Сапронов отвечает утвердительно. Но делает оговорку: такие вагоны должны повышать эффективность перевозок грузов.

- Александр Алексеевич, Вы поддерживаете идею перехода на новые современные вагоны с улучшенными технико-экономическими характеристиками?

- Да. Инновационное вагоностроение является ключевым не только для самих производителей, но и для грузовладельцев, операторских компаний, владельца инфраструктуры общего пользования. Это одна из важнейших сфер экономики страны, которая требует поддержки.
Правда, сегодня для реализации этой идеи существуют три сдерживающих фактора. Прежде всего это окупаемость инновационного вагона, которая зависит от ценовой политики производителей и наличия механизмов стимулирования со стороны государства. К сожалению, предложения, которые сегодня присутствуют на рынке, не позволяют считать приобретение такого подвижного состава экономически привлекательным.
Вторым фактором является отсутствие достаточного количества мощностей для производства инновационных вагонов.

- Как же так? Ведь вроде бы мощностей по выпуску вагонов предостаточно?

- Согласен, они в избытке. Однако вагоностроительные заводы выпускают много старых моделей. Очевидно, что сегодня выпуск подвижного состава нового поколения ограничен в объемах. И это значит, что если ввести запрет на продление срока службы вагонов-ветеранов, то искусственно активизируется спрос на новый подвижной состав, который вагоностроительная отрасль не в состоянии обеспечить в полном объеме, вследствие чего рынок заполнят морально устаревшие модели.
Насыщение рынка устаревшими моделями вагонов - это не слишком хорошая перспектива, которая не позволит получить в полном объеме эффект от использования более совершенного парка. Последует консервация нашей вагоностроительной отсталости, учитывая, что срок службы, например, полувагона составляет 22 года. В результате решить проблему нагрузки на инфраструктуру не удастся.

- Вы сказали, что сдерживающих фактора три. А какой третий?

- Третий фактор - это то, что в России недостаточно четко определены критерии инновационности. Взять, скажем, универсальные полувагоны. Тут можно затронуть такие параметры, как требования к собственному весу вагона, его грузоподъемности, габаритам кузова, межремонтному пробегу... Уровень этих требований должен превосходить по конкурентоспособности лучшие мировые модели. Только в этом случае инновационные вагоны окажут позитивное влияние на конкурентоспособность продукции российских предприятий. И как следствие - на конкурентоспособность экономики России в целом.
Сегодня получается так, что инновационность в отечественном вагоностроении зависит от возможностей производителей, а не от запросов рынка и потребителей. Поэтому необходимо разработать не отдельные конструктивные, пусть и инновационные, элементы (тележки, колесные пары), а полную инновационную конструкцию современного универсального грузового вагона, конкурентоспособного по отношению к своим зарубежным аналогам.

- Что нужно сделать для того, чтобы стимулировать выпуск инновационного подвижного состава, который позволит перевозить больше грузов по сети РЖД?

- Процесс создания инновационного вагона должен сопровождаться пересмотром устаревших стандартов и отраслевых нормативов, рассчитанных для марок металла, которые распределялись ранее Госпланом для нужд вагоностроительной отрасли (в период плановой экономики). В то время недостаток прочностных характеристик материалов компенсировался увеличением размеров и веса конструктивных элементов подвижного состава.
Следовательно, для поэтапного перехода на инновационные вагоны необходима государственная программа, которая должна увязать сроки подготовки производства для создания современных моделей универсальных полувагонов со сроками введения ограничений продления службы ранее выпущенного подвижного состава.
Это предупредит риски возникновения искусственного дефицита парка, возврата к завышенным, спекулятивным на дефиците ценам на подвижной состав и услуги операторов, а также высоким ставкам лизинга. Если этого не сделать, то участникам перевозочного процесса не удастся обойтись без потерь. Это в конечном итоге будет не слишком выгодно и для экономики страны.

журнал "РЖД-партнер", 20 марта 2014 года


Возврат к списку