ПГК не исключает IPO, планирует войти в топ-3 контейнерных ж/д операторов

ПГК не исключает IPO, планирует войти в топ-3 контейнерных ж/д операторов ТАСС: Первая грузовая компания (ПГК) продолжает рассматривать возможность первичного размещения акций (IPO), однако считает преждевременным говорить о сроках в нынешней рыночной ситуации, заявил журналистам гендиректор компании Сергей Каратаев.

Долги или плати

Долги или плати Комерсантъ: Борьба вокруг введения на железной дороге договоров «вези или плати» обостряется. Предложенный Минтрансом формат, который должен стать предметом обсуждения на президиуме правкомиссии по транспорту 26 марта, раскритиковали не только грузоотправители, но также Минэнерго и ФАС. Они указывают на несоблюдение баланса интересов сторон и ущемление грузоотправителей.

ФАС раскритиковала идею о приоритете грузов за предоплату РЖД

ФАС раскритиковала идею о приоритете грузов за предоплату РЖД  РБК: Предоставление приоритета по вывозу груза в обмен на предоплату в адрес РЖД нарушает антимонопольное законодательство, считает ФАС. Эта идея Минтранса, по версии регулятора, ущемляет права в том числе малого и среднего бизнеса

Идеальный алгоритм для тарифного коридора

31.03.2014

Минэкономразвития России предложило правительству привязать тарифы РЖД к рыночной стоимости грузов. Об этом стало известно на днях, хотя письмо МЭР, содержащее данную инициативу, датировано концом февраля. Факт его существования ИА "РЖД-Партнер.ру" подтвердили в Федеральной службе по тарифам. Каким может быть механизм привязки, о котором говорится в письме, - пока неясно, но очевидно, что МЭР активно ищет способы поддержки экономики страны.

Предложению Минэкономразвития предшествовало обращение президента "Роснефти" Игоря Сечина к Дмитрию Медведеву. В нем предлагалось лишить ОАО "РЖД" права изменять цены на перевозку груза из-за непрозрачности процесса. В правительстве идею не поддержали, однако, по некоторым данным, она будет обсуждаться у вице-премьера Аркадия Дворковича в конце апреля.

То, что эта идея небезосновательна, подтвердил президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин. "Такие предложения формулировались достаточно давно. Мне кажется, определенный смысл в этом есть, хотя это не совсем совпадает с теоретическим обоснованием тарифов. Но, полагаю, что любые размышления на тему повышения эффективности работы железных дорог, с тем чтобы не получилось так, что железные дороги используются государством только для того, чтобы поддержать экономический рост в стране, лишая необходимых ресурсов для поддержки этого роста, надо приветствовать, и мы готовы в этом участвовать", - сказал глава РЖД.

Что же говорят в ведомстве, ставшем источником информации? "Действующая тарифная система концептуально меняться не будет. Привязка установления тарифов будет осуществлена в рамках ценовых пределов, а ОАО " РЖД" будет предоставлено право увязывать цену с тарифом по договоренности с грузоотправителем", - пояснили представители МЭР.

Разъяснения, мягко говоря, туманные. Понятно лишь то, что привязка может быть реализована в соответствии с некой формулой, а тарифные ценовые коридоры, право на установление которых было дано перевозчику с 2013 года, останутся. Сейчас в их рамках РЖД может предоставлять грузоотправителям скидку до 12,8% от тарифа или давать наценку до 13,4% на перевозку отдельных видов грузов. Для предоставления скидки грузовладелец должен обратиться к перевозчику, а обязательным условием рассмотрения обращения является долгосрочный контракт с гарантированным объемом грузов.

Этот алгоритм уже опробован. "За время действия ценового коридора ОАО "РЖД" было рассмотрено свыше 40 обращений грузоотправителей, - сообщил первый заместитель начальника департамента управления транспортно-логистическим бизнес-блоком ОАО"РЖД" Александр Кочуков. - В основном обращения поступают от грузоотправителей, осуществляющих перевозки сырьевых грузов, - ОАО "НОВАТЭК", ОАО "НЛМК", ООО "УК "ММК", ОАО "Сафьяновская медь", ООО "МХК "ЕвроХим" и многих других". По его словам, из принятых правлением ОАО "РЖД" решений по изменению уровня тарифов в действие вступили 10 решений, направленных на их снижение, и только одно, направленное на повышение. Причем все вступившие в силу "понижающие" решения рассматривались при условии привлечения дополнительных объемов, в том числе с альтернативных видов транспорта. Общее увеличение объемов перевозок грузов в 2013 году по принятым решениям составило 10,3%. При этом правила и условия применения (установления, изменения) уровня железнодорожных тарифов в течение прошлого года дорабатывались совместно с ФСТ. Поэтому с учетом внесенных корректировок будут установлены и ценовые пределы на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов на расстояния до 1100 км, а также расширены дополнительные возможности повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта с его альтернативными вариантами.

Представители Федеральной службы по тарифам предложение МЭР оценили и отметили, что в целом подход, основанный на применении формул, реализовать сложно. "Учитывая волатильность рынков и необходимость сбора достаточного количества статистики для принятия решения, временной лаг между изменением рынка и принятием предложения может сделать само решение контрцикличным (то есть бесполезным. - Прим. авт.)", - пояснили в ведомстве. Уместным выглядело и напоминание ФСТ о том, что цена перевозимых грузов в большинстве случаев формируется на год вперед в рамках долгосрочных контрактов, в то время как на рыночную стоимость влияние оказывают спотовые цены.
Реакция управления контроля транспорта и связи ФАС России была осторожной и свелась к тому, что установление ценовых пределов на услуги железнодорожного транспорта и их применение (включая основы тарифной политики) в настоящее время соответствуют Соглашению о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта от 09.12.2010 г. То есть если все соответствует принятому документу, зачем что-то менять? Однако в ведомстве заметили, что в целях обеспечения прозрачности процедуры формулу изменения тарифов, учитывающую условия конкуренции на рынках транспортных услуг и перевозимых товаров, необходимо все-таки разработать, а информацию о предполагаемых изменениях тарифов нужно размещать на официальных сайтах организаций железнодорожного транспорта.

Интересно, что крупнейшие отечественные грузоотправители металла, руды, угля, на которых в случае принятия предложений МЭР и скажутся изменения тарифов (в том числе "Мечел" и СУЭК), от комментариев дружно отказались. Зато высказались эксперты. "Представляется целесообразным перед привязкой тарифов РЖД к стоимости грузов провести экономический эксперимент, прежде всего по убыточным грузам, - считает доктор экономических наук Леонид Мазо. С его точки зрения, предварительно полезно выполнить ретроспективное моделирование за 7-10 лет с оценкой коммерческой эффективности. "В периоды высокой конъюнктуры дополнительные средства пополняли бы инвестиционные ресурсы ОАО "РЖД"", - полагает Л. Мазо. В целом он оценивает предлагаемый подход как экономически обоснованный с позиций адаптации к рыночному процессу ценообразования на товары и услуги железнодорожных операторов и других участников логистических цепочек.

Управляющий партнер ООО "НТЦ Транссистемотехника" Владимир Эскин считает, что для начала необходимо определиться с базовым ценовым уровнем по всей номенклатуре грузов и разделить тренды на естественно-инфляционные и спекулятивные. "Текущие цены по некоторым видам продукции практически достигли дна", - поясняет он. По мнению эксперта, если считать дно базой, то в тарифном коридоре реализуется, мягко говоря, не очень справедливый сценарий. "Далее следует определиться с политикой по установлению дефляторов: как ежегодные решения по дефляторам будут учитываться при принятии решений в рамках тарифного коридора", - заключает он.
Интересно, что оба эксперта отметили: тема, поднятая МЭР, отнюдь не нова.

Предложения, касающиеся изменения тарифов, в частности, на экспортные отправки, уже давно обсуждаются бизнес-сообществом. Однако пока не выработан системный подход к повышению прозрачности тарифного коридора. Для того чтобы он появился, нужны не фрагментарные решения, а обоснованные алгоритмы, позволяющие делать взвешенный выбор в различных ситуациях. Весь вопрос в том - кто же будет их создателем?

Автор: Марина Ермоленко
РЖД-Партнер.Ру, 28.03.2014


Возврат к списку