Долги или плати

Долги или плати Комерсантъ: Борьба вокруг введения на железной дороге договоров «вези или плати» обостряется. Предложенный Минтрансом формат, который должен стать предметом обсуждения на президиуме правкомиссии по транспорту 26 марта, раскритиковали не только грузоотправители, но также Минэнерго и ФАС. Они указывают на несоблюдение баланса интересов сторон и ущемление грузоотправителей.

ФАС раскритиковала идею о приоритете грузов за предоплату РЖД

ФАС раскритиковала идею о приоритете грузов за предоплату РЖД  РБК: Предоставление приоритета по вывозу груза в обмен на предоплату в адрес РЖД нарушает антимонопольное законодательство, считает ФАС. Эта идея Минтранса, по версии регулятора, ущемляет права в том числе малого и среднего бизнеса

Хочешь ехать в первом классе

Хочешь ехать в первом классе Комерсантъ: Правительство поменяет порядок вывоза грузов на восток. Собеседники “Ъ” в отрасли восприняли документ традиционно плохо. В Союзе операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) рассказали, что считают предлагаемые Минтрансом изменения «искажающими принципы равнодоступности, публичности и недискриминационности перевозки».

Растущие перевозки угля снижают доходы РЖД

05.05.2014

"Неблагоприятная экономическая ситуация" и растущие перевозки угля лишают РЖД чистой прибыли. По итогам 2013 г. она снизилась на 61% до 36,7 млрд руб.
Выручка РЖД по МСФО за 2013 г. выросла на 12,5% до 1,76 трлн руб., операционные расходы на 17,7% до 1,68 трлн руб., говорится в отчете компании. На 61% сократилась чистая прибыль монополии до 36,7 млрд руб. (c 93,7 млрд руб. по итогам 2012 г.). На снижение чистой прибыли повлияли рост процентных расходов на 14,6 млрд руб. в связи с увеличением долга до 695,6 млрд руб., отрицательные курсовые разницы в размере 14,6 млрд руб. Кроме того, снижение чистой прибыли "обусловлено неблагоприятной экономической ситуацией и падением доходности перевозок из-за роста доли низкодоходных грузов в структуре грузооборота РЖД", поясняет компания.
Низкодоходные грузы это прежде всего уголь, говорит представитель РЖД. Уголь относится к 1-му классу (самые дешевые грузы), но его доля в 2013 г. в общем объеме перевозок увеличилась на 1 п. п. до 25% (см. график). По итогам 2013 г. перевозки угля выросли на 1% до 310,8 млн т при падении общего объема погрузки на 2,8% до 1,23 млрд т. "Увеличение экспортных перевозок угля не привело к росту расходов на перевозку, которые не были компенсированы из доходов от этих перевозок, в результате тарифы, сборы и платы за грузовые железнодорожные перевозки угля на экспорт снизились на 9% до 128,8 руб. за 1000 т-км в 2013 г. (2,4 млрд руб. по итогам года), говорит гендиректор агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров.
Нефть, наоборот, один из самых доходных грузов. Но объемы ее перевозки сокращаются нефтяные компании переключаются на более дешевый трубопроводный транспорт, констатирует сотрудник одной из компаний железнодорожных операторов. Из-за снижения перевозок нефтяных грузов РЖД в 2013 г. потеряла 20 млрд руб., подсчитал Бурмистров. Чтобы избежать потерь в доходах от замораживания тарифов, РЖД предлагала повысить тарифы на 6% на перевозки нефти и нефтепродуктов. Но нефтяные компании были против такого решения, и РЖД не стала повышать тариф.
В начале апреля президент РЖД Владимир Якунин заявил, что монополия в I квартале получила 16 млрд руб. убытка "впервые за всю историю", но убыток РЖД за I квартал составил 10 млрд руб., говорится в отчете компании по РСБУ. "Это тот самый убыток, который оказался незакрытым за счет возможного повышения тарифов на перевозки нефти и нефтепродуктов, который был предварительно согласован, но потом под давлением участников этого рынка это решение было заморожено. Фактически на 6,6% урезан доходный бюджет компании", пояснил Якунин (эти слова передал "Ведомостям" представитель РЖД). Минэкономразвития предлагает правительству все-таки повысить стоимость перевозки нефтяных грузов, но окончательного решения пока нет, говорит федеральный чиновник.
Если РЖД не позволят повысить тариф на перевозку нефтяных грузов, то компанию по итогам года ждет убыток, полагает Бурмистров. Ранее РЖД оценивала убыток по итогам года в 60 млрд руб. (без повышения тарифов для нефтеналивных грузов и субсидий, но государство согласилось выдать компании субсидию в 26 млрд руб.).

Газета "Ведомости", 5 мая 2014 г.


Возврат к списку