БАМ расширят светофорами

БАМ расширят светофорами Комерсантъ: ОАО РЖД может существенно удешевить третью очередь развития Восточного полигона (после 2024 года) за счет замены части капитального строительства мероприятиями по организации движения, считает профильный институт ИЭРТ. На некоторых участках такой подход позволит сократить затраты более чем в 15 раз. Однако эксперты полагают, что схему реально можно применить только на Транссибе, который в отличие от БАМа электрифицирован.

ПГК не исключает IPO, планирует войти в топ-3 контейнерных ж/д операторов

ПГК не исключает IPO, планирует войти в топ-3 контейнерных ж/д операторов ТАСС: Первая грузовая компания (ПГК) продолжает рассматривать возможность первичного размещения акций (IPO), однако считает преждевременным говорить о сроках в нынешней рыночной ситуации, заявил журналистам гендиректор компании Сергей Каратаев.

Замещение Украины

21.04.2014

Вчера Росстат отчитался о неожиданном ускорении промышленного роста в апреле 2014 года. Помимо роста производства электроэнергии неожиданный эффект достигнут замещением на рынке РФ импорта украинских труб, проката и грузовых железнодорожных вагонов -- поставки их в Россию были ограничены с февраля 2014 года. Аналитики считают позитивное влияние соответствующего эффекта на скорость роста промпроизводства одноразовым.
Согласно данным Росстата, рост промпроизводства в годовом выражении ускорился с 1,4% в марте до 2,4% в апреле 2014 года (с 0,2% до 0,8% с учетом сезонности). На фоне ухудшавшихся опережающих индикаторов настроений компаний (см. "Ъ" от 22 апреля) и скромных консенсус-прогнозов (лишь 0,6% увеличения выпуска в апреле -- опрос "Интерфакса") всплеск оказался для аналитиков неожиданностью. "Приятный сюрприз для большинства аналитиков. Настроение по апрелю было негативным",-- сказал агентству Антон Струченевский из Sberbank CIB, призвав при этом относиться к этим данным с осторожностью. В свою очередь, аналитики ЦМАКП в аналитической записке о промпроизводстве в апреле отмечают: "Речь, по всей видимости, идет не о новой волне роста, а о временном конъюнктурном разогреве".
Согласно оценкам изменения выпуска с учетом сезонности, сделанным ЦМАКП, значительная часть апрельского прироста обеспечена погодным фактором -- восстановлением объемов выработки электроэнергии и тепла после необычно теплой зимы и начала весны. Данные Росстата указывают, что основное ускорение промпроизводства "апрель 2014 года к апрелю 2013 года" наблюдается в обработке, которая выросла на 3,9%. Господин Струченевский указывает на увеличение выпуска товаров повседневного спроса -- продовольствия, одежды, обуви, удобрений и цемента, объясняя это эффектом импортозамещения -- они стали дешевле на фоне ослабления рубля. В свою очередь, оценки ЦМАКП, учитывающие сезонность, свидетельствуют: в апреле выпуск в пищевой отрасли не вырос впервые с начала года. При этом производство изделий из кожи и обуви действительно выросло за апрель на 1%, а одежды и стройматериалов -- сократилось на 0,8% и 1,3% соответственно. Основной же рост в обработке, по словам Владимира Сальникова из ЦМАКП, обеспечен ускорением выпуска труб и проката (1,1%), железнодорожным машиностроением (0,8%) и нефтепродуктами (0,5%).
Если производство последних увеличивалось благодаря тому, что действующий налоговый режим делает экспорт нефтепродуктов зачастую более выгодным, чем вывоз нефти, то за всплеском выпуска металлургической продукции и вагонов стоит ограничение поставок с Украины (см. "Ъ" от 28 апреля). С последним соглашаются как макроэкономические аналитики, так и участники рынка. Украина -- основной конкурент российских компаний на рынке металлургической продукции и вагоностроения. "Наверняка произошло импортозамещение их поставок",-- говорит Сергей Цухло из ИЭП имени Гайдара. По оценкам главы "Infoline-Аналитики" Михаила Бурмистрова, поставки грузовых вагонов с Украины в сеть ОАО РЖД в январе--апреле сократились в 11 раз, примерно до 750 единиц. "Резкое снижение поставок с Украины связано с дестабилизацией политической ситуации в областях, где находятся основные производственные мощности украинских вагоностроителей, и прекращением финансирования закупок украинских вагонов крупнейшими государственными лизинговыми компаниями",-- поясняет он.
Замглавы Уралвагонзавода (УВЗ) Андрей Шленский сообщил вчера "Ъ", что производство увеличилось, но "резкого роста спроса на вагоны по-прежнему нет, рынок остается на уровне прошлого года". Крупные вагоностроители продолжают продавать более половины произведенных вагонов аффилированным с ними компаниям, например, основным потребителем вагонов УВЗ остается "УВЗ-Логистик", отмечает господин Шленский. Топ-менеджер отмечает, что "поставки украинских вагонов существенно снизились, но спрос не вырос, в текущей ситуации рынок перенасыщен".
Олег Петропавловский из БКС говорит, что рост производства проката в апреле 2014 года к апрелю прошлого года обусловлен прежде всего запуском во второй половине 2013 года заводов "НЛМК-Калуга" и "УГМК-Сталь" в Тюмени, а также наращиванием объемов производства РЭМЗа после ремонта. Отчасти сказалось и импортозамещение после того, как весной с российского рынка стала уходить украинская арматура, говорит аналитик. В "Северстали", в свою очередь, отмечают, что рост производства проката в РФ связан как с увеличением спроса внутри страны, так и с ростом экспорта, благодаря снижению курса рубля. Драйверами роста поставок проката на внутренний рынок, по данным аналитиков компании, стало увеличение объемов потребления (год к году растет спрос в жилищном строительстве, вагоностроении, производстве труб), а также уменьшение объема импорта в Россию, в том числе с Украины. В свою очередь, рост производства труб участники рынка и аналитики связывают прежде всего с подвижками в реализации конкретных проектов нефтегазовых компаний.
Между тем в ЦМАКП и ИЭП отмечают, что фундаментальных факторов для ускорения промышленного роста пока не наблюдается. Первые опросы ИЭП компаний в мае свидетельствуют о росте промышленных запасов.

Газета "Коммерсант", 21 мая 2014 г.


Возврат к списку