Союз транспортников России выдвинул предложения по регуляторным решениям в целях поддержки стабильности железнодорожного транспорта в условиях пандемии

Союз транспортников России выдвинул предложения по регуляторным решениям в целях поддержки стабильности железнодорожного транспорта в условиях пандемии Комитет по железнодорожному транспорту Союза транспортников России (СТР) провел Круглый стол, посвященный проблемам отрасли, в рамках подготовки к Съезду Союза, который состоится 17 ноября текущего года в ходе ежегодного форума «Транспортная неделя», организуемой Минтрансом РФ для открытого обсуждения наиболее актуальных транспортных вопросов и укрепления взаимопонимания между представителями государственной власти и бизнес-сообщества.

Замещение Украины

21.04.2014

Вчера Росстат отчитался о неожиданном ускорении промышленного роста в апреле 2014 года. Помимо роста производства электроэнергии неожиданный эффект достигнут замещением на рынке РФ импорта украинских труб, проката и грузовых железнодорожных вагонов -- поставки их в Россию были ограничены с февраля 2014 года. Аналитики считают позитивное влияние соответствующего эффекта на скорость роста промпроизводства одноразовым.
Согласно данным Росстата, рост промпроизводства в годовом выражении ускорился с 1,4% в марте до 2,4% в апреле 2014 года (с 0,2% до 0,8% с учетом сезонности). На фоне ухудшавшихся опережающих индикаторов настроений компаний (см. "Ъ" от 22 апреля) и скромных консенсус-прогнозов (лишь 0,6% увеличения выпуска в апреле -- опрос "Интерфакса") всплеск оказался для аналитиков неожиданностью. "Приятный сюрприз для большинства аналитиков. Настроение по апрелю было негативным",-- сказал агентству Антон Струченевский из Sberbank CIB, призвав при этом относиться к этим данным с осторожностью. В свою очередь, аналитики ЦМАКП в аналитической записке о промпроизводстве в апреле отмечают: "Речь, по всей видимости, идет не о новой волне роста, а о временном конъюнктурном разогреве".
Согласно оценкам изменения выпуска с учетом сезонности, сделанным ЦМАКП, значительная часть апрельского прироста обеспечена погодным фактором -- восстановлением объемов выработки электроэнергии и тепла после необычно теплой зимы и начала весны. Данные Росстата указывают, что основное ускорение промпроизводства "апрель 2014 года к апрелю 2013 года" наблюдается в обработке, которая выросла на 3,9%. Господин Струченевский указывает на увеличение выпуска товаров повседневного спроса -- продовольствия, одежды, обуви, удобрений и цемента, объясняя это эффектом импортозамещения -- они стали дешевле на фоне ослабления рубля. В свою очередь, оценки ЦМАКП, учитывающие сезонность, свидетельствуют: в апреле выпуск в пищевой отрасли не вырос впервые с начала года. При этом производство изделий из кожи и обуви действительно выросло за апрель на 1%, а одежды и стройматериалов -- сократилось на 0,8% и 1,3% соответственно. Основной же рост в обработке, по словам Владимира Сальникова из ЦМАКП, обеспечен ускорением выпуска труб и проката (1,1%), железнодорожным машиностроением (0,8%) и нефтепродуктами (0,5%).
Если производство последних увеличивалось благодаря тому, что действующий налоговый режим делает экспорт нефтепродуктов зачастую более выгодным, чем вывоз нефти, то за всплеском выпуска металлургической продукции и вагонов стоит ограничение поставок с Украины (см. "Ъ" от 28 апреля). С последним соглашаются как макроэкономические аналитики, так и участники рынка. Украина -- основной конкурент российских компаний на рынке металлургической продукции и вагоностроения. "Наверняка произошло импортозамещение их поставок",-- говорит Сергей Цухло из ИЭП имени Гайдара. По оценкам главы "Infoline-Аналитики" Михаила Бурмистрова, поставки грузовых вагонов с Украины в сеть ОАО РЖД в январе--апреле сократились в 11 раз, примерно до 750 единиц. "Резкое снижение поставок с Украины связано с дестабилизацией политической ситуации в областях, где находятся основные производственные мощности украинских вагоностроителей, и прекращением финансирования закупок украинских вагонов крупнейшими государственными лизинговыми компаниями",-- поясняет он.
Замглавы Уралвагонзавода (УВЗ) Андрей Шленский сообщил вчера "Ъ", что производство увеличилось, но "резкого роста спроса на вагоны по-прежнему нет, рынок остается на уровне прошлого года". Крупные вагоностроители продолжают продавать более половины произведенных вагонов аффилированным с ними компаниям, например, основным потребителем вагонов УВЗ остается "УВЗ-Логистик", отмечает господин Шленский. Топ-менеджер отмечает, что "поставки украинских вагонов существенно снизились, но спрос не вырос, в текущей ситуации рынок перенасыщен".
Олег Петропавловский из БКС говорит, что рост производства проката в апреле 2014 года к апрелю прошлого года обусловлен прежде всего запуском во второй половине 2013 года заводов "НЛМК-Калуга" и "УГМК-Сталь" в Тюмени, а также наращиванием объемов производства РЭМЗа после ремонта. Отчасти сказалось и импортозамещение после того, как весной с российского рынка стала уходить украинская арматура, говорит аналитик. В "Северстали", в свою очередь, отмечают, что рост производства проката в РФ связан как с увеличением спроса внутри страны, так и с ростом экспорта, благодаря снижению курса рубля. Драйверами роста поставок проката на внутренний рынок, по данным аналитиков компании, стало увеличение объемов потребления (год к году растет спрос в жилищном строительстве, вагоностроении, производстве труб), а также уменьшение объема импорта в Россию, в том числе с Украины. В свою очередь, рост производства труб участники рынка и аналитики связывают прежде всего с подвижками в реализации конкретных проектов нефтегазовых компаний.
Между тем в ЦМАКП и ИЭП отмечают, что фундаментальных факторов для ускорения промышленного роста пока не наблюдается. Первые опросы ИЭП компаний в мае свидетельствуют о росте промышленных запасов.

Газета "Коммерсант", 21 мая 2014 г.


Возврат к списку