Украина нашла выход на пути России

КОММЕРСАНТ: Как выяснил “Ъ”, после введения российских санкций в отношении украинского бизнесмена Виктора Пинчука принадлежащий ему «Интерпайп» перестал поставлять в Россию железнодорожные колеса через свою российскую структуру. Теперь поставки ведутся через иностранные и российские компании, не связанные напрямую с «Интерпайпом» или господином Пинчуком. Тем не менее, по мнению юристов, эти каналы поставки также потенциально могут подпасть под санкции. При этом сейчас власти РФ обсуждают полный запрет на импорт украинских колес.

На ФАС давят колеса

КОММЕРСАНТ: Металлурги пожаловались на ФАС, признавшую летом Выксунский метзавод (ВМЗ) Объединенной металлургической компании (ОМК) виновным в завышении цен на железнодорожные колеса. По их мнению, ФАС произвольно установила предельный уровень цен на колесо, которого должен был придерживаться ВМЗ, на уровне существенно ниже рыночного. Покупатели колес считают, что, вовлекая в спор высокопоставленных чиновников, металлурги пытаются оказать давление на ФАС. По данным “Ъ”, вопрос могут рассмотреть у первого вице-премьера Андрея Белоусова.

«Вот такой мир страданий от неумения договориться»

«Вот такой мир страданий от неумения договориться» КОММЕРСАНТ: Минувший сельскохозяйственный сезон ознаменовался экспортными ограничениями на зерновом рынке, а новый год дал второй в истории по объему урожай зерна, причем в тех регионах, из которых оно традиционно вывозится железной дорогой. 

РЖД: больше за те же деньги

22.05.2014

РЖД стала первой естественной монополией, инвестпрограмма которой на 2014-2016 годы прошла через экспертный фильтр. Причем, по отдельным объектам — в том числе мегапроекту реконструкции БАМа и Транссиба — проводился технологический и ценовой аудит. Результат — госкомпания приняла ряд рекомендаций по удешевлению строек, изменению технологий строительства и нивелированию рисков.
РЖД стала первой естественной монополией, инвестпрограмма которой на 2014-2016 годы прошла через экспертный фильтр. Причем, по отдельным объектам — в том числе мегапроекту реконструкции БАМа и Транссиба — проводился технологический и ценовой аудит. Результат —  госкомпания приняла ряд рекомендаций по удешевлению строек, изменению технологий строительства и нивелированию рисков.
Инвестиционные программы госкомпаний-гигантов должны перестать быть тайной под семью печатями — по крайней мере, для профессионалов соответствующей и смежных отраслей. По распоряжению правительства затраты на строительство отдельных объектов должны проходить через публичный технологический и ценовой аудит (ТЦА), а сами инвестпрограммы — оцениваться экспертным сообществом. Эта работа ведется под эгидой Открытого правительства: экспертный совет при правительстве анализирует как отдельные объекты строительства, так и сами инвестпрограммы. Пока новые технологии проходят «обкатку», на основе этого опыта, как рассчитывают в правительстве, прозрачность работы (а, следовательно, эффективность) повысится, а госкомпании перестанут быть вещью в себе.
«Технологический и ценовой аудит позволяет найти оптимальные технические и стоимостные решения, отвечающие современному мировому опыту, выявить недочеты и ошибки в документации, определить возможности для экономии и более эффективной реализации проектов. То есть ситуаций, когда государственные деньги вливаются в крупные объекты, а они работают вполовину мощности или стоят недостроенными, быть не должно», — говорит министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, на площадке которого сейчас разрабатывается проект дорожной карты проведения ТЦА.
Первой из естественных монополий свою инвестпрограмму экспертам направила РЖД. Ее общий объем — 1,2 трлн рублей. 393,1 млрд рублей должны быть потрачены в этом году, 419,8 млрд — в следующем и 438,4 млрд — в 2016 году.
Верхний уровень такого экспертного аудита — соответствие планов РЖД действующим стратегическим документам. Транспортная стратегия, Стратегия социально-экономического развития, майский указ президента о долгосрочной экономической политике: каждая стройка РЖД должна быть вписана в приоритетные проекты.
«Эксперты фактически провели аудит 40% инвестиционной программы, что составляет 470 млрд рублей в денежном выражении. Промежуточный итог: экспертами сформирован набор конкретных рекомендаций по возможной оптимизации как стоимостных, так и технологических мероприятий, включенных в инвестиционные проекты РЖД, и эти предложения компания безусловно учтет на этапе проектирования», — отметил старший вице-президент РЖД по экономике и финансам Вадим Михайлов.
Поскольку РЖД – госкомпания, от которой зависят миллионы смежников, пассажиров, предпринимателей, то аудиторы и эксперты также изучали финансовую стратегию и ее влияние на конкуренцию в железнодорожной и смежных отраслях. С этой же стороны анализировались и наиболее крупные проекты, так как в условиях замедления экономического роста, замораживания тарифов ясно — дополнительных денег бюджет не даст.
«Экспертное сообщество должно обладать полной информацией о том, как реализация того или иного инвестпроекта повлияет на важнейшие технические, технологические, производственные и экономические показатели работы железнодорожного транспорта в целом», — отметил руководитель рабочей группы по транспорту экспертного совета, гендиректор Globaltrans Сергей Мальцев, принимавший непосредственное участие в аудите.
Первые проекты, прошедший процедуру независимого технологического и ценового аудита, — реконструкция нескольких участков, в том числе Западного и Восточного БАМа, Транссиба, а также ветки Междуреченск-Тайшет. В модернизацию БАМа и Транссиба до 2018 года планируется вложить 560 млрд рублей, ее мощность должна увеличиться на 50 млн тонн.
Комплексная реконструкция участка Междуреченск-Тайшет, как рассчитывают в РЖД, повысит пропускную способность магистрали на юге Сибири, что критически важно в свете перспективной разработки Элегестского угольного месторождения. Окупаемость — 11,8 лет, бюджетные инвестиции — 29,2 млрд рублей. Более половины поступлений в бюджет от его реализации должны быть обеспечены за счет налоговых платежей косвенных участников проекта. «Согласно планам РЖД, доходы бюджета РФ более чем в два раза превысят суммарные инвестиции», — подчеркивает Вадим Михайлов.
Технические решения обоснованы, заключила аудиторская компания. А окончательная стоимость определится при подготовке проектно-сметной документации, так как в проект могут быть внесены изменения.  «На этом участке очень сложный рельеф, что может повлечь за собой увеличение сроков строительства, — поясняет партнер Pricewaterhouse Coopers Russia Дмитрий Ковалев. – Нужно еще раз проанализировать возможность строительства Третьего Джебского тоннеля вместо обходного пути, что может сэкономить до 10% стоимости проекта».
Второй крупный проект предусматривает комплексную реконструкцию участка на Приволжской и Северо-Кавказской железных дорогах – «станция им. М. Горького – Котельниково – Тихорецкая» – с обходом Краснодарского железнодорожного узла. Согласно плану, необходимо уложить 642 км второго главного пути и построить новую линию длиной 65 км в обход Краснодарского узла. Общий объем финансирования — 113 млрд рублей.
Результаты технологического и ценового аудита выносились на суд экспертного сообщества, причем, не только железнодорожников, членов экспертного совета при правительстве. И аудиторы, и эксперты дали свои рекомендации, например, по словам Вадима Михайлова, госкомпании предложено учесть увеличение веса поездов за счет эксплуатации вагонов повышенной грузоподъемности. В РЖД обещают учесть рекомендации, как в общей инвестпрограмме, так и на следующих этапах реализации отдельных проектов.
«РЖД — первая компания, которая проходит такой аудит. Это большой шаг, так как проведение подобной работы при отсутствии каких-либо формальных процедур – задача не из простых. На примере РЖД эти процедуры будут доработаны, и остальные госкомпании примут это как стандарт работы. Впервые такая крупная монополия очень детально проанализировала свою инвестпрограмму с экспертами, раскрыла данные, и гибко подошла к процессу», — отмечает заместитель генерального директора ОАО «СУЭК» Денис Илатовский.
Новые формы раскрытия информации естественных монополий об инвестпрограммахи обсуждение их со всеми заинтересованными участниками рынка, отраслевыми экспертами и конечным потребителем - должно стать драйвером развития общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий, рассчитывают в правительстве. Соответствующую Концепцию и дорожную карту по ее реализации еще в прошлом году утвердил премьер-министр Дмитрий Медведев, курировал процесс разработки этих документов министр РФ Михаил Абызов совместно с экспертами, представителями профильных ведомств, естественных монополий и потребителями. Теперь инвестпрограммы крупных госкомпаний и их тарифные заявки (пожалуй, один из самых главных раздражителей для граждан и бизнеса) будут формально проходить через согласование с потребителями, для чего создают специальные советы потребителей — причем как на федеральном, так и на региональном уровне.
«Основная задача этой работы — налаживание диалога между естественными монополиями и потребителями услуг через механизм большего раскрытия информации. Обеспечение доступа к информации об инвестпрограммах и тарифообразовании на едином ресурсе (сайте госуслуг),  обязательное участие и контроль за ними со стороны потребителей. Разумеется, не каждый специалист способен разобраться во всех нюансах и технических деталях, поэтому для оценки инвестпроектов привлекаются независимые консультанты и экспертное сообщество», — поясняет Михаил Абызов.
Задачу подготовить механизм контроля над инвестпрограммами и тарифами естественных монополий ранее поставил перед Правительством Президент России Владимир Путин. С соответствующей просьбой к главе государства обратились представители бизнес-сообщества на встрече в Воронеже 23 мая 2013 года.


Эксперт on-line, 22 мая 2014 г.


Возврат к списку