Ж/д операторы ответили Минтрансу про расчеты потерь по ТОР, оценив их в 23 млрд руб в год

ПРАЙМ: Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) видит в приказе Минтранса России по текущему отцепочному ремонту (ТОР) грузовых вагонов новый вид платы и оценивает потери в 23 миллиарда рублей в год, говорится в письме организации в министерство, с копией которого ознакомилось РИА Новости.

Игорю Зюзину разрешили зайти в порт

26.05.2014

Обремененный долгами «Мечел» Игоря Зюзина получил одобрение ФАС на покупку 75% акций порта Ванино. Компания недолгое время уже была официальным владельцем порта, но продала свои акции офшорам и структуре, связанной с ОАО РЖД. Офшоры, контролирующие Ванино, на рынке связывают с Игорем Зюзиным, но аналитики уверены, что по формальной цене контроль над портом продаваться не будет, а по рыночной стоимости «Мечел» сейчас купить его не в состоянии. В «Мечеле» говорят, что Ванино — «стратегически важный актив», но денег для сделки нет и ходатайство в ФАС «техническое».
Логистическая структура «Мечела» Игоря Зюзина, ООО «Мечел-Транс», получила одобрение ФАС на покупку 75% плюс одна акция ОАО «Ванинский морской торговый порт», сообщила служба в пятницу.
У «Мечела» с портом Ванино связана длинная и запутанная история сделок. «Мечел-Транс» приобрел 73,33% обыкновенных акций Ванино (55% от уставного капитала) на приватизационном конкурсе в декабре 2012 года за беспрецедентно высокую сумму — 15,5 млрд руб. (участники рынка оценивали пакет в 6–10 млрд руб.). Но компания практически сразу перепродала почти весь пакет (72,78%) за 15,2 млрд руб. трем кипрским офшорам, так как «нуждалась в деньгах для возврата средств, потраченных на покупку акций», говорится в отчете «Мечела» по форме 20-F. Кто стоит за офшорами, не раскрывалось, в «Мечеле» говорили о «консорциуме инвесторов», которые отдают «Мечелу» контроль над управлением портом. Участники рынка и источники, близкие к сделке, говорили “Ъ”, что офшоры действуют в интересах Игоря Зюзина. Затем в январе 2013 года «Мечел-Транс» выкупил пакет в Ванино у En+ Олега Дерипаски, за 28% акций компания заплатила около $160 млн. Эти акции также были проданы офшорам. Кроме того, в августе 2013 года 24,99% акций Ванино купило аффилированное с ОАО РЖД ЗАО «Титан». Источники “Ъ” говорили, что пакет покупается по сделке репо сроком на три года.
По состоянию на конец 2013 года у «Мечел-Транса» не было акций Ванино, говорится в годовом отчете «Мечела». Но, раскрыла компания, в 2013 году Игорь Зюзин и принадлежащая ему Calridge Ltd приобрели 0,9% и 0,6% обыкновенных акций порта Ванино (с учетом привилегированных акций это 1,12% от уставного капитала) в целом за $9,92 млн. Исходя из этой сделки, 100% порта Ванино стоят $885,7 млн, а 75% — $664 млн.
В «Мечеле» заявили, что порт Ванино является стратегическим объектом для компании, которая считает необходимым иметь техническую возможность его приобретения. Заявка была подана в ФАС в связи с тем, что вышел срок действия ранее выданного разрешения ФАС на приобретение акций порта, объясняют в компании. «Это не означает, что “Мечел” собирается покупать порт — это сложный вопрос, связанный с финансированием и договоренностями»,— утверждают в «Мечеле». По словам представителя компании, получение разрешения — «сугубо технический момент, пока реальной возможности на приобретение порта у “Мечела” нет». Порт Ванино нужен «Мечелу» для экспорта угля на рынок АТР: в 2013 году порт перевалил 7,1 млн тонн грузов, из которых на экспорт угля пришлось 3,8 млн тонн (77,5% от всего экспорта). Мощности Ванино предполагается увеличить для поставок угля с крупного Эльгинского угольного месторождения «Мечела», в которое привлекаются азиатские инвесторы.
Большинству источников “Ъ”, близких к «Мечелу» и его кредиторам, а также к самому порту Ванино, неизвестно, зачем компания сейчас подала ходатайство в ФАС по Ванино. Один из собеседников “Ъ” предположил, что перевод акций Ванино на баланс «Мечел-Транса» может проводиться в рамках деофшоризации, о необходимости которой говорил в январе Владимир Путин. «Мечел» ведет переговоры с правительством о получении госгарантий, поэтому, возможно, для их получения необходимо, чтобы все российские активы группы, контролируемые ее структурами или основным акционером, были оформлены на российские юрлица, говорит он. Еще один источник “Ъ” слышал о том, что консолидация Ванино может быть нужна компании для получения бридж-кредита от банков на 20 млрд руб. Но в «Мечеле» официально опровергают эти версии.
Олег Петропавловский из БКС говорит, что вряд ли офшоры, контролирующие порт, согласятся продавать пакеты дешевле, чем приобретали, а у «Мечела» нет свободных средств для такой сделки — чистый долг компании на конец апреля составлял $8,6 млрд, в год компания зарабатывает всего $600–700 млн EBITDA, идущих на капзатраты и выплату процентов. Сложно представить, что акции Ванино могут быть проданы по номинальной цене и с учетом рыночной информации о том, что офшоры действуют в интересах Игоря Зюзина, который сам привлекал кредиты для приобретения крупных пакетов акций Ванино, говорит аналитик. Поэтому сейчас ходатайство «Мечела» на покупку акций Ванино «выглядит технической процедурой», соглашается он.


Газеа "Коммерсант", 26 мая 2014 г.


Возврат к списку