Украина нашла выход на пути России

КОММЕРСАНТ: Как выяснил “Ъ”, после введения российских санкций в отношении украинского бизнесмена Виктора Пинчука принадлежащий ему «Интерпайп» перестал поставлять в Россию железнодорожные колеса через свою российскую структуру. Теперь поставки ведутся через иностранные и российские компании, не связанные напрямую с «Интерпайпом» или господином Пинчуком. Тем не менее, по мнению юристов, эти каналы поставки также потенциально могут подпасть под санкции. При этом сейчас власти РФ обсуждают полный запрет на импорт украинских колес.

На ФАС давят колеса

КОММЕРСАНТ: Металлурги пожаловались на ФАС, признавшую летом Выксунский метзавод (ВМЗ) Объединенной металлургической компании (ОМК) виновным в завышении цен на железнодорожные колеса. По их мнению, ФАС произвольно установила предельный уровень цен на колесо, которого должен был придерживаться ВМЗ, на уровне существенно ниже рыночного. Покупатели колес считают, что, вовлекая в спор высокопоставленных чиновников, металлурги пытаются оказать давление на ФАС. По данным “Ъ”, вопрос могут рассмотреть у первого вице-премьера Андрея Белоусова.

«Вот такой мир страданий от неумения договориться»

«Вот такой мир страданий от неумения договориться» КОММЕРСАНТ: Минувший сельскохозяйственный сезон ознаменовался экспортными ограничениями на зерновом рынке, а новый год дал второй в истории по объему урожай зерна, причем в тех регионах, из которых оно традиционно вывозится железной дорогой. 

Ответ стагнации

26.05.2014

Участники XVIII Санкт-Петербургского международного экономического форума признали необходимость развития транспорта и логистики для повышения темпов и улучшения структуры экономического роста. Однако правительство надеется, что основной вклад сделает бизнес. Предприниматели, со своей стороны, ждут действий государства.
Правительство намеревается увеличить инвестиции в транспортную инфраструктуру. Хотя государственные инвестиции в транспортную инфраструктуру за последние несколько лет заметно выросли, их совершенно недостаточно для развития бизнеса и, соответственно, для роста экономики. В своем программном выступлении на форуме президент Владимир Путин (см. также стр.2) как один из приоритетов назвал наращивание инвестиций, снятие инфраструктурных ограничений для бизнеса.
Тем не менее обсуждение на панельной дискуссии «Новая конкурентоспособность: альтернативы и перспективы», в которой приняли участие министры экономического развития и финансов Алексей Улюкаев и Антон Силуанов, показало, что правительство и бизнес придерживаются несколько различных подходов к финансовому регулированию.
«Главное – обеспечить последовательность реализации принципов экономической политики на практике, – заявил Алексей Улюкаев. – При этом частному инвестору необходимо помочь дерегулированием (снятием излишних бюрократических барьеров) и развитием инфраструктуры». Но Антон Силуанов заметил, что госбюжет у нас неповоротлив: в нем предусмотрены большие расходы на оборону и трансферты в Пенсионный фонд. Без уменьшения этих затрат маневр на транспортную инфраструктуру быстро не совершишь. Поэтому нужно консолидировать ресурсы государственных компаний и сделать ставку на привлечение частного бизнеса, считает Антон Силуанов. Для чего, в свою очередь, совершенствовать законодательство и улучшать деловой климат. В целом финансовый блок намерен строго контролировать финансовые показатели, чтобы избежать инфляции и разбалансировки бюджета.
Со своей стороны, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин призвал обратить внимание на то, что необходимо признать ошибки предшествующего периода. «Мы уверовали в концепт абсолютной рыночности. Но сейчас даже МВФ признал необходимость инвестирования государственных средств в развитие транспортной инфраструктуры, – говорит Владимир Якунин. – Также нужно понять и необходимость создания транспортного коридора между Европой и Азией. Экономическая политика не сводится к простому росту ВВП, следованию монетарным принципам, общество это не понимает. Зато ему понятно, когда есть цель и люди видят, что увеличивается общественное благосостояние».
Сейчас в мире происходит переосмысление модели развития, что уже привело к таким процессам, как реиндустриализация в США и Великобритании. Реиндустриализация, в свою очередь, требует развития транспортной инфраструктуры и усиления роли государства в этом процессе. Таким образом, государственное инвестирование в транспортную инфраструктуру – это вполне закономерный процесс.
На форуме Владимир Якунин напомнил о проекте RAZVITIE, который призван создать транспортный коридор между Европой и Азией, используя весь передовой инновационный потенциал государств. Вместе с «Росатомом» РЖД подписали соглашение о научно-техническом сотрудничестве, в котором одним из главных направлений определена разработка нового вида грузового транспорта на магнитном подвесе. После отработки технических вопросов планируется приступить к пилотному проекту по созданию такой системы в порту Усть-Луга протяженностью около трех километров.
Первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин представил аудит проекта ВСМ Москва – Казань, выполненный иностранными компаниями. Государственные инвестиции должны составить 380 млрд руб., но уже через 10 лет эффект для экономики будет исчислять триллионами.
Тем не менее, как полагают эксперты, участвовавшие в дискуссиях, в России есть значительный резерв по привлечению частных инвестиций в проекты. Ведь во всем мире пропорция частных и государственных вложений выглядит как 70 на 30, а в России это соотношение как раз обратное.
«Нам не обойтись без прямых государственных инвестиций в транспорт, – полагает генеральный директор ОАО «Северсталь» Алексей Мордашов. – По доле таких инвестиций в ВВП мы существенно отстаем от других развитых государств, поэтому и имеем такие проблемы».
Помощник Президента РФ Сергей Глазьев считает, что для инвестиций необходимо найти и мобилизовать внутренние резервы. В частности, имея большие золотовалютные резервы, мы не можем предоставить нашим предпринимателям длительные и дешевые кредиты, какие есть в западных странах.
«У других стран меньше ресурсов и меньше возможностей, поэтому российское правительство может выбирать крупные приоритеты в энергетике и логистике, – говорит управляющий директор McKinsey Company Доминик Бартон. – Нужно возобновить взаимодействие государства и частного бизнеса. В России можно существенно улучшить логистику, вкладывать в транспортную инфраструктуру, потому что это сократит издержки. Как ни удивительно, сейчас самая высокая доля инвестиций в железные дороги в Африке. Там не боятся принимать такие смелые решения. Нужно сделать ставку на развитие транспортной инфраструктуры и создавать рабочие места именно в этом секторе».


Газета "Гудок", 26 мая 2014 г.


Возврат к списку