Союз транспортников России выдвинул предложения по регуляторным решениям в целях поддержки стабильности железнодорожного транспорта в условиях пандемии

Союз транспортников России выдвинул предложения по регуляторным решениям в целях поддержки стабильности железнодорожного транспорта в условиях пандемии Комитет по железнодорожному транспорту Союза транспортников России (СТР) провел Круглый стол, посвященный проблемам отрасли, в рамках подготовки к Съезду Союза, который состоится 17 ноября текущего года в ходе ежегодного форума «Транспортная неделя», организуемой Минтрансом РФ для открытого обсуждения наиболее актуальных транспортных вопросов и укрепления взаимопонимания между представителями государственной власти и бизнес-сообщества.

БАМ и Транссиб не увидят денег ВЭБа

27.05.2014

Как стало известно "Ъ", ОАО РЖД при поддержке правительства удалось добиться, что ВЭБ выкупит в 2014 году облигации монополии на 50 млрд руб. Этот вопрос будет рассмотрен на заседании наблюдательного совета ВЭБа в июне. Но деньги госкорпорации пойдут не на БАМ и Транссиб, как планировалось в том числе, а на закупку локомотивов и реконструкцию железнодорожных путей в других регионах.
О том, что ВЭБ согласился выкупить инфраструктурные облигации ОАО РЖД из средств пенсионных накоплений, "Ъ" рассказал источник, знакомый с ходом переговоров. По его словам, 15 мая состоялось заседание правления ВЭБа, по итогам которого вопрос о выкупе облигаций на 50 млрд руб. был вынесен на рассмотрение набсовета госкорпорации. Собеседник "Ъ" поясняет, что этому решению предшествовало поручение первого вице-премьера Игоря Шувалова ВЭБу от 10 апреля о необходимости приобретения облигаций. Вслед за этим председатель ВЭБа Владимир Дмитриев попросил президента ОАО РЖД Владимира Якунина предоставить список инфраструктурных проектов, которые планируется профинансировать за счет облигаций.
Предполагалось, что облигации будут в том числе использованы для привлечения инвестиций в проекты Восточного полигона (БАМ и Транссиб). Но источник "Ъ" отметил, что из представленного главой монополии списка следует, что большая часть средств, привлеченных за счет облигаций -- 26,8 млрд руб.,-- будет направлена на покупку локомотивов. ОАО РЖД рассчитывает в 2014-2016 годах приобрести 1529 новых локомотивов за 224,6 млрд руб. (общий объем инвестпрограммы монополии -- 1,2 трлн руб.). Еще 16,5 млрд руб. планируется направить на реконструкцию путей в Северо-Западном регионе, 6,1 млрд руб.-- на строительство вторых путей и развитие погранстанций в Южном и Северо-Западном регионах, на Урале и в Западной Сибири, оставшиеся 0,6 млрд руб.-- на реконструкцию участка Трубная--Аксарайская (соединяет Волгоградскую область с Астраханской). При этом на модернизацию БАМа и Транссиба денег не предусмотрено вообще, сообщил источник "Ъ".
По словам собеседника "Ъ", Владимир Якунин предложил ВЭБу разместить облигации в два транша по 25 млрд руб., причем первый со сроком обращения 30 лет -- уже в июне, а второй на 25 лет -- в октябре. В ВЭБе и ОАО РЖД не стали комментировать ход переговоров.
В 2013 году ОАО РЖД уже договорилось с ВЭБом о выкупе облигаций монополии на 300 млрд руб. за три года. Ежегодный объем размещения должен был составить 100 млрд руб., но ВЭБ согласился в прошлом году увеличить лимит на 50 млрд руб. и выкупил шесть траншей облигаций по 25 млрд руб. каждый. Однако осенью директор департамента доверительного управления ВЭБа Александр Попов заявил, что из-за обнуления тарифа отчислений на накопительную часть пенсии банк не сможет выкупать облигации инфраструктурных компаний в 2014 году. На протяжении полугода ОАО РЖД пыталось убедить ВЭБ выкупить бумаги, грозя в противном случае сократить инвестпрограмму 2014 года (395 млрд руб.) и отказаться от ряда проектов.
По данным "Ъ", стороны обсуждали различные схемы инвестирования -- например, рассматривалась возможность выпуска облигаций за счет реализации ВЭБом негосударственных ценных бумаг из расширенного портфеля пенсионных накоплений. А в марте Владимир Якунин был готов согласиться на два бридж-кредита по 25 млрд руб. по ставке инфляция плюс 1% сроком на три года и с возможностью рефинансирования инфраструктурными облигациями, вспоминает источник "Ъ".
В ВЭБе не уточнили дату ближайшего заседания набсовета, напомнив лишь, что на нем определяются основные параметры инвестирования пенсионных средств "в облигации российских эмитентов, чей кредитный рейтинг равен суверенному или чьи обязательства по облигациям гарантированы РФ". В секретариате Игоря Шувалова "Ъ" сообщили, что заседание набсовета ВЭБа запланировано на июнь. По словам источника "Ъ", облигации будут размещены на срок до 30 лет с минимальным уровнем доходности к погашению: прирост индекса потребительских цен за последние 12 месяцев плюс 1% годовых (для плавающей купонной ставки) либо доходность выпуска ОФЗ со сроком до погашения выпуска облигаций плюс 1% годовых (для фиксированной ставки).
Фактически перераспределение облигационных средств из БАМа и Транссиба на другие проекты свидетельствует об отсутствии со стороны ОАО РЖД четких обязательств перед ВЭБом, считает глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров. Он отмечает, что неясные критерии ОАО РЖД при отборе проектов существенно ограничивают возможности ВЭБа контролировать действия монополии.

Газета "коммерсант", 26 мая 2014 г.


Возврат к списку