Ж/д операторы ответили Минтрансу про расчеты потерь по ТОР, оценив их в 23 млрд руб в год

ПРАЙМ: Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) видит в приказе Минтранса России по текущему отцепочному ремонту (ТОР) грузовых вагонов новый вид платы и оценивает потери в 23 миллиарда рублей в год, говорится в письме организации в министерство, с копией которого ознакомилось РИА Новости.

Локомотивостроители предлагают перезагрузить схему

02.06.2014

В условиях спада перевозок и снижения доходов ОАО "РЖД" - основного покупателя продукции локомотивостроения в РФ - производители тягового подвижного состава предлагают государству субсидировать процентные ставки по договорам лизинга, используя подобную схему для сохранения объемов производства собственной продукции. По мнению экспертного сообщества, такие меры принесут мультипликативный эффект для всей экономики и позволят железнодорожникам выполнить собственную программу обновления парка локомотивов.
Как стало известно 30 мая, ЗАО "Трансмашхолдинг" и группа "Синара" в письме на имя премьер-министра Дмитрия Медведева предложили правительству рассмотреть возможности новых механизмов финансового лизинга локомотивов с государственным субсидированием процентной ставки. По мнению авторов письма, эта мера позволит частично восстановить объем выпуска промышленности транспортного машиностроения и увеличить закупки локомотивов ОАО "РЖД" и других потребителей. Кроме разработки механизмов государственных гарантий ставок по финансовому лизингу тягового подвижного состава, руководители машиностроительных холдингов просят правительство рассмотреть возможность возмещения государством части затрат по кредитам, полученным в 2012-2014 гг. на техническое перевооружение предприятий. Письмо получило поддержку в ОАО "РЖД" и поступило по назначению за тремя подписями: президента ОАО "РЖД" Владимира Якунина, совладельца ТМХ Дмитрия Бокарева и владельца "Синары" Дмитрия Пумпянского.
РЖД в начале года объявили о снижении собственной программы обновления локомотивного парка по причине выпадающих доходов компании из-за заморозки тарифов на железнодорожные перевозки в 2014 году. В 2013-м компания приобрела в общей сложности 804 локомотива, из которых 621 были произведены предприятиями ТМХ, а 183 - "Синара - Транспортные машины". План покупки текущего года снижен до 629 локомотивов, а планы 2015-2016 гг. предполагают приобретение по 450 единиц в год, что обеспечит машиностроителям загрузку всего лишь около 52% мощности.
Несмотря на поддержку инициативы машиностроителей, в РЖД по-прежнему считают, что покупка локомотивов по схемам лизинга не является для них наиболее привлекательной. "Прямая покупка или долгосрочная аренда локомотивов для компании предпочтительнее, чем приобретение их по схемам лизинга, так как это существенно увеличивает конечную стоимость тягового подвижного состава, что серьезно сказывается на общих экономических показателях. В то же время фиксированные ставки по лизингу с государственными гарантиями лучше, чем ничего", - пояснили в РЖД.
Кроме того, железнодорожники говорят, что положительное решение о предоставлении государственной поддержки по субсидированию процентной ставки лизинга локомотивов будет интересно для всех покупателей локомотивов, а не только для ОАО "РЖД".
В ЗАО "Трансмашхолдинг" отметили, что все, что в компании хотели сказать, было изложено в письме. Сегодня в ТМХ ожидают реакции в виде поручения главы правительства о подготовке ответа, сообщил ИА РЖД-Партнер.ру глава департамента по связям с общественностью ТМХ Артем Леденев. "В современной ситуации компания не видит иных возможностей сохранить объемы производства без участия основного потребителя нашей продукции - ОАО "РЖД", - сообщил он. - При сохранении сегодняшних планов по приобретению локомотивов в 2015-2016 гг. мы сможем загрузить наши объемы чуть более чем на 50%. Это отрицательно скажется на результатах работы как ТМХ, так и транспортной системы страны".
Понятно, что усилия машиностроителей по сохранению собственного бизнеса тем или иным образом направлены в сторону кооперации с ОАО "РЖД" как основного покупателя продукции, но загрузить заводы работой можно и с помощью других компаний, в том числе железнодорожных операторов и крупных производственно-добывающих холдингов, считает президент Национальной ассоциации транспортников Георгий Давыдов.
"Операторы давно добиваются права допуска на сеть частной локомотивной тяги, - рассказал Г. Давыдов. - Государственные компенсации на лизинговые ставки для покупателей локомотивов и появление на сети частной локомотивной тяги могли бы дополнять друг друга и обеспечить работой машиностроительные производства".
По мнению эксперта, сегодня частные компании способны приобрести за один-два года около 500 локомотивов, что сохранит объемы производства машиностроения. Контроль над использованием парка и техническим состоянием локомотивов необходимо предоставить ОАО "РЖД". "Десять лет назад в стране не хватало нового подвижного состава. Реформа позволила допустить на сеть частные поездные формирования, и сегодня мы не испытываем недостатка в новых вагонах любых типов", - считает Г. Давыдов.
Но все-таки более всего от государственного софинансирования лизинга локомотивов выиграет промышленность, уверен руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук. Применение лизинговых схем с фиксированной государством процентной ставкой позволит в два раза увеличить закупку локомотивов без существенного роста текущей инвестпрограммы ОАО "РЖД" и при сохранении существующих экономических условий.
"Необходимо отметить, что применение механизмов лизинга - это системное решение проблемы обновления парка тягового подвижного состава, - отметил В. Савчук. - Если программа будет действовать более 3-5 лет, то РЖД смогут в короткий срок дополнительно закупить несколько тысяч локомотивов. Эти объемы значительно превышают возможности по обновлению парка локомотивов потенциальных частных перевозчиков, причем без существенного увеличения транспортных издержек".
По мнению эксперта, для государства данная программа также выгодна, поскольку позволяет получить значительные объемы выплат в бюджетную систему, создать несколько тысяч дополнительных рабочих мест, а также ускорить рост ВВП.
Мультипликативный эффект от принятия положительного решения по предложению машиностроителей отмечает ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. "При субсидиях на лизинг и значительных потребностях РЖД в новых локомотивах компания может увеличить собственный заказ на такую технику, - пояснил он. - Естественно, что рост объемов производства тягового подвижного состава благоприятно скажется на поставщиках сырья и комплектующих. То есть все вместе приведет к увеличению объемов производства в соответствующих отраслях, а значит, и к увеличению ВВП страны, большей занятости, улучшению производственных и экономических показателей сотен предприятий по всей стране".
А вот лизинговым компаниям это решение не принесет много прибыли. "Лизинговый договор может быть заключен один - на всю партию приобретаемых локомотивов, поэтому количество лизинговых договоров может остаться прежним или вырасти незначительно, а вот объем сделок, если эта схема заработает, действительно может увеличиться", - считает Д. Баранов.
По мнению экспертов рынка, обеспечение лизинговых договоров с участием государства в случае принятия положительного решения по письму достанется, скорее всего, структурам ВТБ, Сбербанка и ВЭБ, то есть компаниям с большой долей государственной собственности.


РЖД-Партнер.ru, 2 июня 2014 г.


Возврат к списку