Ж/д операторы ответили Минтрансу про расчеты потерь по ТОР, оценив их в 23 млрд руб в год

ПРАЙМ: Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) видит в приказе Минтранса России по текущему отцепочному ремонту (ТОР) грузовых вагонов новый вид платы и оценивает потери в 23 миллиарда рублей в год, говорится в письме организации в министерство, с копией которого ознакомилось РИА Новости.

Спад отменяется

11.06.2014

Еще недавно глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев говорил, что российская экономика вот-вот войдет в техническую рецессию. Теперь же он заявляет, что «нижняя точка пройдена». Перемена настроения связана с рывком в промышленности. Но эксперты предупреждают, что ситуация неустойчива. На это же указывает динамика КаргоИндекса.
«Мягкая» девальвация и курс на импортозамещение на руку отечественным производителям. В начале июня, выступая в Баку перед студентами Азербайджанской дипакадемии, Алексей Улюкаев заговорил о позитивном эффекте от подписанного недавно «Газпромом» многомиллиардного контракта с Китаем. Он акцентировал внимание и на улучшении ситуации в промышленности в целом. Все это позволило министру предположить, что худшее для экономики позади. Он даже допустил пересмотр макроэкономических прогнозов. Так, кстати, уже поступил Bank of America, повысивший оценку роста российской экономики в 2015 году с 1,5% до 2,1%.
В текущем году Минэкономразвития ожидает увеличение ВВП на 0,5%. По итогам первого квартала было 0,9%. За четыре месяца, по данным ведомства, 1%. При этом в апреле рост ускорился до 1,1% против 0,8% в марте. Прибавил и Индекс выпуска Росстата (он также позволяет отслеживать динамику помесячного ВВП): до 0,6% против 0,4%.
Как уже отмечалось, локомотивом перемен стала промышленность. Падение объемов выпуска в годовом выражении на 0,2% в январе сменилось восстановлением роста в следующие три месяца: на 2,4% в феврале, на 1,4% в марте и на 2,4% в апреле. «В мае рассчитываем на те же цифры», – заявил Алексей Улюкаев. Это в принципе коррелирует с экспертными оценками: консенсус-прогноз «Интерфакса» говорит о 1,9%.
Однако возникает вопрос о том, чем обеспечен данный рывок и как долго удастся сохранить взятый темп. В последнем мониторинге Минэкономразвития произошедшее связывается с «оживлением добывающего и обрабатывающего секторов», что вызвано «мягкой» девальвацией рубля и снижением конкуренции со стороны промышленности Украины.
В частности, улучшения заметны в черной металлургии, нефтепереработке, по отдельным сегментам машиностроения. В Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) указывают еще на один момент: «восстановление объемов выработки электро-энергии и тепла после необычно теплой зимы и начала весны».
Однако вряд ли перечисленные выше факторы, за исключением китайского контракта «Газпрома», могут носить долгосрочный характер. «Речь, по всей видимости, идет о временном конъюнктурном «разогреве», – говорится в аналитической записке ЦМАКПа. Аналогичный комментарий, причем практически теми же словами, дают и в Центре конъюнктурных исследований Высшей школы экономики.
О том, что фундаментальных сдвигов пока нет, свидетельствуют также данные конъюнктурных опросов Института Гайдара. В опубликованном на днях очередном обзоре «Экономическое развитие России» говорится, что инвестиционные планы предприятий «продолжают оставаться «в минусе». И хотя отмечается, что «пессимизм начинает снижаться», процесс идет крайне медленно.
А именно инвестиционная пауза остается одним из главных вызовов. Официальный прогноз говорит, что в целом по году возможно снижение объема капитальных вложений на 2,4% и не похоже, что результат может быть лучше. Так, в апреле объем инвестиций в основной капитал уменьшился на 2,7% в годовом сопоставлении, в марте было еще хуже – минус 4,3%. В кризисе строительство: объем выполненных работ сократился в апреле на 2,8% (в марте было минус 3,1%).
Сжимается внутренний спрос: рост розницы замедлился до 2,6% в апреле с 4% в марте. А раньше это был один из основных драйверов роста экономики.
Таким образом, получается, что, несмотря на видимое общее улучшение ситуации, особых поводов для оптимизма немного. Однозначно хорошие новости пока преподносит лишь сельское хозяйство. Здесь объем производства в апреле увеличился на 1,8% (в марте было плюс 1,3%). При этом Минсельхоз РФ вновь повысил прогноз по урожаю зерновых на нынешний сельхозгод (начинается в июле) с 97 до 100 млн тонн (в прошлом году было собрано 92,4 млн тонн).
Эти процессы сказываются на грузовой работе железных дорог. Впрочем, вносит свои коррективы еще один фактор – кризис на Украине. В мае суммарный объем погрузки уменьшился в сравнении с тем же периодом 2013 года на 2,2% (в апреле было минус 0,7%). При этом перевозки на Украину сократились сразу на 11%.
Итоги работы железных дорог отразились на динамике КаргоИндекса. Несмотря даже на длительные праздники, его абсолютное значение в мае увеличилось к предыдущему месяцу на 0,8 пункта, до 105,4%. Однако в годовом сопоставлении индикатор потерял 6,7% (в апреле было минус 0,4%).
Главным образом повлияли на это строительные грузы: из всех составляющих расчетной базы КаргоИндекса они продемонстрировали наибольшее снижение погрузки в процентном выражении. В минусе также был цемент. Это связано со сложной ситуацией в стройкомплексе, о чем уже говорилось. «Разогреть» индустрию могла бы подготовка к чемпионату мира по футболу, который пройдет в России в 2018 году. Но начало работ затягивается, что уже стало предметом критики премьера Дмитрия Медведева.
Заметно сократилась в мае погрузка цветных металлов. Ситуация в отрасли остается сложной, что связано во многом с негативной внешней конъюнктурой. Однако производители надеются на перемены. Так, «Русал», остановивший ранее целый ряд своих предприятий, собирается во второй половине года запустить Богучанский завод (его мощность – 588 тыс. тонн алюминия в год, на первом этапе – 147 тыс. тонн).
Упала в мае и погрузка каменного угля. Это логично, так как снижается его добыча (по данным Минэнерго РФ, на 6,9% в последний месяц весны). При этом экспорт растет (на 13,5%), а поставки на внутренний рынок сдерживаются сохранением после теплой зимы значительных запасов топлива у энергогенерации и ЖКХ.
Прибавила в мае погрузка черных металлов. Российские металлурги сейчас стараются закрыть нишу, освободившуюся на рынке из-за ухода украинской продукции. Но ситуация в отрасли все еще непростая.
Увеличилась погрузка удобрений. Прогнозы производителей на ближайшую перспективу позитивны: ожидается рост экспорта. «На рынок выходит Индия, она пропустила два года полноценного внесения удобрений и теперь вынуждена наверстывать упущенное для обеспечения нормы урожая», – говорит глава «Фосагро» Андрей Гурьев.
Повысилась также погрузка нефтяных грузов, что коррелирует с данными о росте первичной переработки «черного золота» на отечественных НПЗ (в мае, по данным Минэнерго РФ, на 6,6%).
Заметно прибавила погрузка лесных грузов. Но ситуация развивается не по самому лучшему сценарию. Перепроизводство древесины в Китае привело к тому, что поставлять лес в эту страну стало невыгодно. А потому предприятия отрасли на российском Дальнем Востоке сталкиваются с проблемами.
Лидером роста погрузки остается зерно, что связано во многом с экспортом. Прогнозировалось, что будет поставлено за рубеж 23 млн тонн в текущем сельхозгоду. И хотя до его завершения еще месяц, планка уже превышена. А на будущий год Минсельхоз России ожидает экспорт на рекордном уровне – 25 млн тонн.

Газета "Гудок", 11 июня 2014 г.


Возврат к списку