Ж/д операторы ответили Минтрансу про расчеты потерь по ТОР, оценив их в 23 млрд руб в год

ПРАЙМ: Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) видит в приказе Минтранса России по текущему отцепочному ремонту (ТОР) грузовых вагонов новый вид платы и оценивает потери в 23 миллиарда рублей в год, говорится в письме организации в министерство, с копией которого ознакомилось РИА Новости.

Инвестор: "Я приду, когда наступит ясность"

02.07.2014

С начала 2014 года акции российских транспортных компаний потеряли около 30% своей стоимости, в то время как индекс РТС сократился лишь на 4%. Тем не менее по итогам июня эксперты констатировали укрепление котировок, связанное с некоторой стабилизацией ситуации вокруг Украины и возвращением инвесторов в Россию. В результате ценные бумаги транспортных компаний за июнь прибавили 6-7% в цене, что сравнимо с динамикой индекса РТС.
К настоящему времени ситуация с ценными бумагами российских транспортных компаний в секторах транспортной отрасли складывается по-разному. В железнодорожном сегменте обстановка начала ухудшаться с середины 2012-го в связи с уменьшением объема погрузки и наличием профицита вагонов. С начала этого года ситуация несколько стабилизировалась, хотя кардинальных улучшений по-прежнему нет. "Соответственно, железнодорожные компании сейчас не могут разместить свои акции на рынках по справедливой цене", - считает старший аналитик "ВТБ Капитал" Елена Сахнова.
Что касается других видов транспорта, то в секторе морских перевозок ситуация остается тяжелой уже несколько лет в связи с переизбытком судов и низкими фрахтовыми ставками. В авиакомпаниях положение дел было благоприятным до конца 2013-го, сейчас же наблюдается существенное замедление темпов роста, переизбыток парка и давление на цены.
По мнению Е. Сахновой, динамика стоимости ценных бумаг в ближайшее время будет развиваться следующим образом: акции "Аэрофлота" продолжат колебаться вокруг текущего уровня, Globaltrans - будут постепенно дорожать. С точки зрения старшего аналитика ИФК "Метрополь" Андрея Рожкова, акции Globaltrans несут небольшой потенциал роста. "По нашим оценкам, он составляет 11%, - уточняет эксперт. - Целевая стоимость расписок на акции компании, по нашим расчетам, достигает $12,7". В ИФК "Метрополь" обращают внимание на то, что данное повышение может оказаться более существенным в случае улучшения конъюнктуры на рынке железнодорожных перевозок. "В частности, мы полагаем, что введение новых нормативов по ремонту и списанию старых вагонов может сократить численность полувагонов, допущенных к перевозкам, а значит, сократит избыток этого типа вагонов, - поясняет А. Рожков. - Следствием должен стать рост ставок на предоставление полувагонов, что благоприятно повлияет на финансовые результаты железнодорожных операторов".
Есть и более сдержанные оценки. "Динамика стоимости акций транспортных компаний РФ в ближайшее время будет оставаться низкой, - считает управляющий директор, аналитик ИГ "Ренессанс Капитал" Александр Казбеги. - Роста спроса не видно, спотовые цены на рынке подвижного состава продолжают падать, до сих пор неизвестен механизм продления срока службы вагонов - все это оказывает влияние на динамику предложения. Думаю, цены на акции опять пойдут вниз (или по крайней мере будут ниже рынка), если в августе не будут приняты кардинальные и внятные решения по сокращению численности парка подвижного состава".
Соответственно, 2014-й как год низкой конъюнктуры не может быть удачным для выхода на IPO. Не случайно многие компании уже перенесли время первичного публичного размещения. "Для транспортных предприятий 2014-й в этом отношении во многом будет переходным, - отмечает старший аналитик ИК "Рай, Ман энд Гор секьюритиз" Ксения Арутюнова. - Мы не ожидаем существенного роста финансовых показателей, более того, вероятно, что компаниям удастся лишь повторить результат прошлого года, однако мы не исключаем снижения выручки в абсолютных цифрах. Если компании и будут размещаться на рынках, то это будет не ранее 2015 года".
Ухудшение конъюнктуры рынка грузовых железнодорожных перевозок, выразившееся как в сокращении объема погрузки, так и в снижении стоимости груженой отправки, стало основной причиной, по которой ОАО "ПГК", "НефтеТрансСервис" и другие железнодорожные операторы отложили сроки проведения IPO. "Операторы были вынуждены скорректировать свои планы по привлечению акционерного капитала, - поясняет А. Рожков. - С одной стороны, те, кто собирались привлечь средства на приобретение новых вагонов и расширение парка, отказались от планов по его наращиванию из-за отсутствия новых грузов. С другой стороны, рассчитывавшие на замещение заемного капитала акционерным капиталом, привлеченным на IPO, были вынуждены признать, что в условиях слабой конъюнктуры рынка не смогут разместить акции по желаемой цене, и, вероятно, рефинасировали долговые обязательства или распродали (вернули взятые в лизинг) вагоны". Для реализации стратегии IPO необходимо улучшение на рынке грузовых перевозок, выраженное в росте как ставок на перевозку, так и объемов грузов. Только в этом случае акции железнодорожных операторов смогут стать привлекательными для участников рынка.
Прогнозируя выход отечественных транспортных компаний на IPO, Е. Сахнова предполагает, что это может быть либо "Совкомфлот" (конец 2014 г. - начало 2015 г.), либо ОАО "ПГК" (вторая половина 2015 г.). "Мы полагаем, что в первую очередь в IPO будет заинтересована ПГК, привлечение акционерного капитала которой, скорее всего, будет направлено на замещение части долга в структуре капитала", - полагает А. Рожков. Таким образом, ОАО "ПГК" в качестве кандидата номер один на публичное размещение упоминают практически все эксперты.
Что касается компаний, ранее уже вышедших на IPO, К. Арутюнова отмечает, что Globaltrans и Global Ports благодаря достаточно комфортно распределенной долговой нагрузке и внушительным денежным потокам в случае необходимости могут скорее привлечь кредит, чем проводить SPO. "За период с конца июня 2013 года по настоящее время Globaltrans и Global Ports потеряли порядка 20% своей капитализации, - детализирует эксперт. - Так, год назад акции Global Ports стоили на 21% дороже, чем сейчас, а Globaltrans - на 17%".
Каковы рекомендации аналитиков на сегодняшний день? По состоянию на 30 июня 2014 года старший аналитик Otkritie Capital International Ирина Ступаченко рекомендовала покупать акции компаний Globaltrans (целевая цена - $14,4/GDR) и NCSP (ОАО "Новороссийский морской торговый порт", целевая цена $9,7/GDR), держать - акции компаний Global Ports ($9,9/GDR), FESCO (4,93 руб/акция), Aeroflot (59 руб/акция), UTair (25,3 руб/акция). По оценке К. Арутюновой, рекомендация по акциям Globaltrans и Global Ports, а также "Аэрофлота" - "покупать". По ценным бумагам "ТрансКонтейнера" актуальной оценки в настоящее время нет. По мнению Е. Сахновой ("ВТБ Капитал"), акции "Аэрофлота" и Global Ports - "держать", Globaltrans - "покупать", FESCO - "продавать". А. Рожков рекомендует держать акции Globaltrans.
В настоящее время разговоры о динамике акций российских транспортных компаний сводятся в основном к констатации низкой конъюнктуры рынка. При этом они слегка разбавлены умеренно оптимистическими, но и крайне сдержанными прогнозами. Совершенно ясно, что ситуация изменится только после улучшения общего состояния рынка, но если на объем ВВП влиять достаточно сложно, то установление более четких правил игры находится в компетенции регулирующих структур. Пока не ясно, что разрешено, а что нет, что сколько стоит, как происходит ценообразование, каков будет размер парка на сети РЖД и как он станет регулироваться в будущем. В таких условиях трудно надеяться на всплеск интереса к акциям транспортных компаний - в конце концов, инвесторы любят ясность.

РЖД-Партнер.ru, 2 июля 2014 г.


Возврат к списку