Украина нашла выход на пути России

КОММЕРСАНТ: Как выяснил “Ъ”, после введения российских санкций в отношении украинского бизнесмена Виктора Пинчука принадлежащий ему «Интерпайп» перестал поставлять в Россию железнодорожные колеса через свою российскую структуру. Теперь поставки ведутся через иностранные и российские компании, не связанные напрямую с «Интерпайпом» или господином Пинчуком. Тем не менее, по мнению юристов, эти каналы поставки также потенциально могут подпасть под санкции. При этом сейчас власти РФ обсуждают полный запрет на импорт украинских колес.

На ФАС давят колеса

КОММЕРСАНТ: Металлурги пожаловались на ФАС, признавшую летом Выксунский метзавод (ВМЗ) Объединенной металлургической компании (ОМК) виновным в завышении цен на железнодорожные колеса. По их мнению, ФАС произвольно установила предельный уровень цен на колесо, которого должен был придерживаться ВМЗ, на уровне существенно ниже рыночного. Покупатели колес считают, что, вовлекая в спор высокопоставленных чиновников, металлурги пытаются оказать давление на ФАС. По данным “Ъ”, вопрос могут рассмотреть у первого вице-премьера Андрея Белоусова.

«Вот такой мир страданий от неумения договориться»

«Вот такой мир страданий от неумения договориться» КОММЕРСАНТ: Минувший сельскохозяйственный сезон ознаменовался экспортными ограничениями на зерновом рынке, а новый год дал второй в истории по объему урожай зерна, причем в тех регионах, из которых оно традиционно вывозится железной дорогой. 

Железные дороги обгонят инфляцию

03.07.2014

После обращения главы ОАО РЖД Владимира Якунина к президенту Владимиру Путину позиция правительства по сдерживанию темпов роста железнодорожных тарифов смягчилась. Как стало известно "Ъ", для предотвращения убытков монополии в 2015 году в размере 100 млрд руб. вице-премьер Аркадий Дворкович предложил увеличить ее тарифы не на 6%, как предполагалось до сих пор, а более чем на 8%. В профильных ведомствах опасаются, что это решение сломает систему долгосрочного тарифообразования, а эксперты считают, что поблажек вслед за ОАО РЖД потребуют и другие монополии.
На прошлой неделе президент Владимир Путин провел совещание, на котором, в частности, поднимался вопрос индексации тарифов ОАО РЖД на грузоперевозки в 2015 году, рассказали "Ъ" два источника на рынке. По словам одного из них, монополия заявила о потенциальном убытке по итогам 2015 года в 100 млрд руб., если тарифы будут проиндексированы только на 6%, как запланировано. Справедливый рост, по мнению ОАО РЖД, составляет около 10%. Вице-премьер Аркадий Дворкович в ходе совещания, говорит один из собеседников "Ъ", согласился с идеей увеличить тарифы более чем на 8%. Эту информацию подтвердил и другой источник "Ъ" -- по его словам, в правительстве "готовы пойти на уступки ОАО РЖД", но конкретные цифры не обсуждались: Владимир Путин поручил еще раз проработать этот вопрос. В аппарате господина Дворковича и в ОАО РЖД отказались комментировать итоги совещания. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подтвердил факт проведения совещания, но отказался обсуждать вопрос индексации железнодорожных тарифов.
С целью стимулировать рост экономики правительство заморозило тарифы на услуги естественных монополий в 2014 году, а в 2015-2018 годах утвердило индексацию на уровне инфляции предыдущего года. Таким образом, в 2015 году рост должен был составить 6%. Но ОАО РЖД настаивало на большей индексации. В начале июня президент компании Владимир Якунин сообщил о своем письме Владимиру Путину, где говорится, что с учетом "компенсировать возникшие провалы будет нереалистично ростом только на 6%". Конкретных цифр глава ОАО РЖД не называл. Но, по его оценке, из-за замораживания тарифов убыток компании в 2014 году составит 80 млрд руб. (в первом квартале монополия показала чистый убыток по РСБУ 10,2 млрд руб.). При этом погрузка на сетях ОАО РЖД снижается: в 2013 году она упала на 2,8%, в этом году спад может составить до 1,8%. Ранее ожидалось, что правительство в 2014 году может помочь компании лишь индексацией на 6% тарифов на перевозку нефтепродуктов на экспорт, что позволит ОАО РЖД заработать до конца года еще около 10 млрд руб.
До сих пор столь серьезных послаблений монополиям правительство делать не собиралось. В конце 2013 года Аркадий Дворкович давал понять, что Белый дом будет ограничивать ОАО РЖД даже в праве изменять тарифы в рамках тарифного коридора. Этим правом, говорил он, "ОАО РЖД не будет пользоваться в широком масштабе". Но вице-премьер отмечал, что в идеале необходимо принять "тарифное решение на среднесрочную перспективу три-пять лет".
В ФСТ "Ъ" заявили, что вопрос находится на проработке в Минфине и Минтрансе, там это подтвердили. В Минфине отметили, что поддерживают индексацию тарифов ОАО РЖД только в привязке к долгосрочному тарифообразованию. Это необходимо, потому что в бюджете не предусмотрено субсидий на компенсацию потерь ОАО РЖД. Источник "Ъ", близкий к Минэкономики, считает неправильным уже в первый год "ломать систему долгосрочного тарифообразования". В ФАС также выразили сомнение, что рост тарифов выше уровня инфляции "благоприятно повлияет на динамику перевозок". Вместо этого ОАО РЖД нужно развивать сегменты, где есть условия для конкуренции, добавили в службе.
Андрей Рожков из ИФК "Метрополь" считает, что во многом позиция правительства по отношению к ОАО РЖД изменилась из-за падения темпов погрузки и неблагоприятных прогнозов на год. Для ОАО РЖД могут сделать исключение в 2015 году, отмечает аналитик, но есть риск того, что в таком случае следом потянутся и другие монополии, чьи тарифы также были заморожены.

Газета "Коммерсант", 3 июля 2014 г.


Возврат к списку