Ж/д операторы ответили Минтрансу про расчеты потерь по ТОР, оценив их в 23 млрд руб в год

ПРАЙМ: Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) видит в приказе Минтранса России по текущему отцепочному ремонту (ТОР) грузовых вагонов новый вид платы и оценивает потери в 23 миллиарда рублей в год, говорится в письме организации в министерство, с копией которого ознакомилось РИА Новости.

ОАО РЖД показало всем пример

11.07.2014

"Газпром" заручился поддержкой Минэнерго в борьбе против долгосрочной тарифной политики правительства: ведомство поддержало требования компании поднять для нее тарифы на газ выше уровня инфляции. На этой неделе уговорить государство на большее повышение тарифов удалось и ОАО РЖД: Владимир Путин дал на этот счет прямое поручение Белому дому. Но компании в разной ситуации: доходы ОАО РЖД полностью формируются тарифом, тогда как "Газпром", заявлявший о рекордных прибылях, зарабатывает не в России, а на экспорте.
Заместитель главы Минэкономики Андрей Клепач сообщил вчера, что Минэнерго поддержало "Газпром" в вопросе подъема тарифов монополии в 2015 году выше уровня инфляции, уточнив, что пока "таких решений не принято". По его словам, более интенсивный рост цены на газ оказывает влияние на инфляцию, так как сказывается "на тепле и на тарифах ЖКХ". "Газпром" уже не раз требовал повышения: так, в июне глава департамента экономической экспертизы и ценообразования компании Елена Карпель говорила, что "Газпром" настаивает на повышении тарифов в 2015 году на 2% выше инфляции, в 2016 году -- на 3% к инфляции, в 2017 году и далее -- по 4% выше инфляции в год. В Минэнерго и "Газпроме" вчера ситуацию не комментировали.
Решение о заморозке тарифов естественных монополий на 2014 год и их росте в 2015-2018 годах на уровне инфляции было принято в сентябре 2013 года, это должно было снизить нагрузку на экономику. По скорректированным в мае прогнозам в 2015 году тарифы должны вырасти на 6%, в 2016 году -- на 5%, в 2017 году -- на 4,5%. Но эта долгосрочная политика уже дала трещину: большего роста тарифа для себя практически добилось ОАО РЖД, долго пугавшее правительство прогнозами убытков до 100 млрд руб. в 2015 году. В среду стало известно, что Владимир Путин поручил Белому дому рассмотреть рост тарифа на грузоперевозки в 2015 году до 10%. Но в июне ОАО РЖД называло справедливой индексацию в 14-16%. Это решение уже вызвало протест потребителей: директор "Русала" по связям с госорганами Олег Вайтман назвал рост тарифа ОАО РЖД "критичным" для алюминиевой компании. В Минэкономики "Ъ" пояснили, что сейчас по ОАО РЖД "рассматриваются различные варианты".
При этом ОАО РЖД действительно сильно зависит от уровня тарифов: по расчетам монополии, в 2014 году убыток из-за их заморозки составит 80 млрд руб. (в первом квартале ОАО РЖД получило чистый убыток по РСБУ -- 10,2 млрд руб.).
Но у "Газпрома" таких проблем нет: по EBITDA монополия, по ее же данным, является первой в мире среди публичных компаний (2,15 трлн руб. по МСФО за 2013 год), по чистой прибыли (1,14 трлн руб.) находится на третьем месте. Основные доходы компания получает от экспорта газа (цена газа для потребителей "Газпрома" в России -- около $110 за 1 тыс. куб. м, средняя цена поставок в Европу в 2014 году -- $387).
Просьбу об увеличении тарифов в 2015 году "Газпром" объяснял тем, что предложенная динамика цен приведет к рентабельности на внутреннем рынке до 2030 года на уровне около 4% от чистой прибыли (в 2016 году -- 1,6%), обеспеченности собственными средствами на инвестиции от 53% до 54%. Но сейчас компания поддерживает обсуждаемую правительством идею разрешить "Газпрому" давать скидки к тарифу на газ (в последние годы ряд крупных потребителей ушли от "Газпрома" к независимым поставщикам, предлагающим более гибкие условия). Сейчас правительство готово дать право "Газпрому" на скидку в размере 15%, но окончательное решение не принято.
Впрочем, у "Газпрома" пока не так много шансов добиться повышения тарифа. В Минэкономики "Ъ" подтвердили, что получили предложения монополии по более высокой индексации тарифов. Но в министерстве не видят в этом целесообразности и придерживаются долгосрочной тарифной политики как "одного из ключевых факторов инвестпривлекательности экономики".
Другие монополии пока не просили пересмотра тарифов. "Россети" решили свои проблемы путем некоторого снижения объемов и растягивания сроков инвестпрограммы. В "Транснефти" отметили, что компании хватит средств на утвержденный в феврале план вложений. "Если от правительства не будет новых требований по инвестициям, нас устроят утвержденные тарифы",-- сообщили в компании.
Сергей Вахрамеев из "Анкор Инвеста" соглашается с тем, что "Газпром" сейчас, по сути, не зарабатывает на внутреннем рынке: его прибыль здесь около $4 на 1 тыс. куб. м, но из-за гигантских неплатежей (около 170 млрд руб.) она сводится к нулю или минусу. Средняя цена газа при росте тарифа на уровне инфляции в 2015 году составит $110 за 1 тыс. куб. м, а при индексации на 8% -- $112 за 1 тыс. куб. м, отмечает господин Вахрамеев. Это, по его словам, даст монополии около $500 млн при поставках на уровне 237 млрд куб. м, что меньше 1% от ее выручки. Владимир Савчук из Института проблем естественных монополий добавляет, что низкие тарифы ОАО РЖД ведут напрямую к убыткам, но для "Газпрома" они могут повлиять лишь на размер инвестпрограммы.

Газета "Коммерсант", 11 июля 2014 г.


Возврат к списку