Инвесторы впали в Минтрансовое противостояние

Инвесторы впали в Минтрансовое противостояние Комерсантъ: Законопроект об ответственности инвесторов в морские порты, дополненный ко второму чтению рядом положений, касающихся железных дорог, вызвал резкую критику участников рынка. Свои письма в разные правительственные инстанции направили Союз операторов железнодорожного транспорта, «Русская сталь» и Ассоциация морских торговых портов. Все они говорят о дополнительной нагрузке, несопоставимости масштаба ответственности инвесторов перед государством и государства перед ними, рисках дискриминации.

Вагоны уезжают от ремонтов

Вагоны уезжают от ремонтов Комерсантъ: Профицит подвижного состава на сети, снижение погрузки и доходности оперирования негативно сказались на вагоноремонтном рынке: в 2020 году объем плановых ремонтов сократился примерно на 13% и продолжает падать в 2021 году. Цена также снизилась, на 5–15%, следует из данных клиентов вагоноремонтных предприятий. Однако рост цен на металл, выражающийся в увеличении стоимости комплектующих, а также запрет импорта украинских железнодорожных колес могут развернуть этот тренд.

Конвенции следуют казахстановочно

Конвенции следуют казахстановочно КомерсантЪ: Российские железнодорожные операторы и промышленники жалуются на действия Казахстана, который в декабре вновь объявил конвенционный запрет на подачу порожних вагонов из других стран. Операторы оценивают свои убытки за месяц в 108 млн руб.

ПГК не нравится дисконт на инновации

15.07.2014

Вслед за производителями, в том числе Уралвагонзаводом (УВЗ), претензии по тарифным скидкам для инновационных вагонов, предоставленным лишь Тихвинскому вагоностроительному заводу (ТВСЗ), выразила крупнейшая Первая грузовая компания (ПГК) Владимира Лисина. Она просит ФАС проверить обоснованность преференций ТВСЗ. На рынке отмечают, что у ПГК один из самых старых парков вагонов, и считают, что компания опасается за свою конкурентоспособность.
Как стало известно "Ъ", гендиректор ПГК Олег Букин 16 июня направил письмо главе ФАС Игорю Артемьеву с предложением рассмотреть обоснованность тарифных скидок на инновационные вагоны ТВСЗ (подконтролен Александру Несису). Это рассказали "Ъ" несколько источников, знакомых с ситуацией, и подтвердили в ПГК. В апреле 2013 года ФСТ установила средний размер скидки на порожний пробег 15% для полувагонов и 6% для вагонов-хопперов, точная величина зависит от расстояния. Кроме ТВСЗ, инновационные вагоны (с улучшенными характеристиками по грузоподъемности) выпускает только НПК УВЗ, но компания пока не добилась тарифных преференций. В УВЗ от комментариев отказались, но и эта компания, и "Рузхиммаш" Олега Дерипаски (также собирался выпускать инновагоны) неоднократно с 2013 года выражали недовольство скидками для ТВСЗ.
Как пояснили "Ъ" в ПГК, оператор не согласен с тем, что скидки даны ТВСЗ в индивидуальном порядке: это дискриминирует других производителей. Вагоны ТВСЗ чересчур дороги, что ограничивает доступ к ним, добавляет источник "Ъ", знакомый с позицией ПГК. Скидка полностью нивелируется высокой ценой вагонов ТВСЗ, утверждает собеседник "Ъ" -- полувагон ТВСЗ стоит 2,3-2,4 млн руб., а у его основного конкурента УВЗ -- 1,6 млн руб. Но, по данным ТВСЗ, на перевозке тонны груза в их вагонах грузоотправители экономят 10-15% -- так, перевозка тонны угля на 3,5 тыс. км будет стоить 850 руб. вместо 1 тыс. руб.
В ФАС "Ъ" подтвердили поступление обращения ПГК, но от комментариев отказались, отметив, что анализируют ситуацию. Однако источник "Ъ", близкий к ведомству, говорит, что ФАС вопрос скидок заинтересовал еще до обращения ПГК. В ФСТ "Ъ" заявили, что решение о скидке на вагоны ТВСЗ было принято на основании их "менее негативного воздействия на железнодорожную инфраструктуру", а сам факт признания вагона инновационным не является поводом для изменения тарифа. В ТВСЗ согласились с мнением ФСТ. В ОАО РЖД отмечают, что снижать тариф компании невыгодно, но использовать на перегруженной инфраструктуре устаревший подвижной состав также нет смысла.
Собеседник "Ъ" на рынке считает, что ПГК опасается за конкурентоспособность своего парка. Ее вагоны одни из наиболее старых на рынке, и ей выгодно, если другие компании не получат скидку, поясняет он. На конец 2013 года парк ПГК состоял из 208 тыс. вагонов, причем 55% из них полувагоны -- самый массовый и низкодоходный вид подвижного состава, их средний возраст 16,3 года. ПГК вместе со старым парком была куплена структурами Владимира Лисина у ОАО РЖД в 2012-2013 годах за 175 млрд руб. Но в 2013 году правительство ужесточило процедуру продления срока службы старых вагонов. Из-за этого ПГК, как заявляли в самой компании, может потерять около трети стоимости. При этом ПГК мало обновляла парк: в 2012 году компания купила только 3 тыс. вагонов, а в 2013 году покупка у УВЗ 12 тыс. вагонов не состоялась. Планы по закупке вагонов в ПГК не раскрывают. Но, по данным "Infoline-Аналитики", с 2010 года по первый квартал 2014 года ПГК списала свыше 32 тыс. вагонов (в последние два года -- 6,6 тыс. штук). Выручка ПГК за 2013 год -- 104,2 млрд руб., чистая прибыль -- 6,7 млрд руб.
Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров отмечает, что ПГК, как и другие операторы, заинтересована в том, чтобы скидки были предоставлены и на вагоны других производителей. Сейчас всю продукцию ТВСЗ скупают подконтрольные ему структуры -- лизинговая Rail1520 и оператор "Восток1520", но, говорит аналитик, если скидку получат другие заводы, эти вагоны станут доступнее операторам по цене.


Газета "Коммерсант", 15 июля 2014 г.


Возврат к списку