Союз транспортников России выдвинул предложения по регуляторным решениям в целях поддержки стабильности железнодорожного транспорта в условиях пандемии

Союз транспортников России выдвинул предложения по регуляторным решениям в целях поддержки стабильности железнодорожного транспорта в условиях пандемии Комитет по железнодорожному транспорту Союза транспортников России (СТР) провел Круглый стол, посвященный проблемам отрасли, в рамках подготовки к Съезду Союза, который состоится 17 ноября текущего года в ходе ежегодного форума «Транспортная неделя», организуемой Минтрансом РФ для открытого обсуждения наиболее актуальных транспортных вопросов и укрепления взаимопонимания между представителями государственной власти и бизнес-сообщества.

Время для перезагрузки

01.08.2014

Объемы грузоперевозок на Юге сокращаются. Среди ключевых факторов снижения грузооборота — завершение олимпийских строек и сокращение объемов торговли с Украиной. Однако во втором полугодии ситуация может улучшиться, считают эксперты.

Везти стали меньше

В первой половине нынешнего года подразделения Ростовстата в своих отчетах сообщили о спаде объемов грузоперевозок в большинстве регионов юга России. В Ростовской области за январь-май было перевезено около 15 млн т грузов, что на 2,8% меньше, чем за аналогичный период 2013-го. Автомобильный транспорт перевез на 9,1% меньше, чем годом раньше — около 2,7 млн т. Железнодорожные перевозки также упали — на 7,1%, до 8,9 млн т. Морской транспорт остался практически на том же уровне, объем перевозок на нем снизился на 0,2% (абсолютные показатели Ростовстат не публикует). Подросли только транспортная авиация — на 11,1% (абсолютных показателей нет) и внутренний водный транспорт — на 24,3%, до 2,7 млн т. Стоит отметить, что за январь-май 2013 года объемы морских перевозок через порты Ростовской области увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2012-го в 2,8 раза.

Объемы перевозок в Краснодарском крае также снизились, с учетом магистральных трубопроводов — на 3,8% к январю-июню 2013-го. Трубопроводы стали единственным видом транспорта, показавшим рост — на 9,1%, до 63,3 млн т. Остальные виды транспорта снижали обороты. Железные дороги в первом полугодии перевезли около 14,5 млн т (снижение на 16,8%), автомобильный транспорт — около 31 млн т (на 17% меньше, чем в первом квартале прошлого года). Объемы перевозок внутренним водным транспортом на Кубани упали втрое — до 151 тыс. т, в то время как за первое полугодие 2013-го они показали рост почти на 50%. Данных по морским перевозкам последний отчет Краснодарстата не содержит. В пресс-службе ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) „Ъ“ сообщили, что ожидают сохранения объемов перевалки грузов на уровне прошлого года, хотя предполагают, что отдельные сегменты могут показать заметный рост. Для компании это будет означать некоторое улучшение динамики: в 2013 году, по данным официального сайта НМТП, объем перевалки грузов в порту снизился на 11,3%  — со 159 до 141 млн т.

Исключение из общей негативной статистики перевозок в южных регионах составил Ставропольский край. Здесь в январе-апреле нынешнего года было перевезено около 3,1  млн т грузов — на 10,8% больше, чем в аналогичном периоде 2013-го. Рост произошел за счет железных дорог, по которым было отправлено более 2,1 млн т грузов(на 16,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года). Автомобильные перевозки, напротив, продемонстрировали снижение на 0,6%, до 931,8 млн т.

Годовой запас

Несмотря на падение объемов рынка грузоперевозок за первые шесть месяцев 2014 года, его перспективы во второй половине года перевозчики оценивают достаточно оптимистично. В частности, НМТП ждет увеличения объема перевалки нефтепродуктов до 25 млн т (в прошлом году — 24,2  млн т). Также порт рассчитывает восстановить до уровня 2012 года перевалку зерна, которая в прошлом году снизилась почти вдвое из-за плохого урожая. Ее объем в нынешнем году должен достичь 7–8 млн т. Число переваленных контейнеров в компании прогнозируют на уровне 625–650 тыс. против 610,5 тыс. TEU в 2013-м.

«В начале года рост грузооборота поддерживало падение курса рубля по отношению к доллару и евро, которое повышало привлекательность российского экспорта и, прежде всего, сырьевых товаров,— отметили в  пресс-службе НМТП.— Экспортные грузы составляют более 90% грузооборота группы НМТП. Сыграет свою роль и рост объема переработки нефти в России, и увеличение объемов экспорта нефтепродуктов. Также на динамику грузооборота повлияет политика ОАО „НМТП“, направленная на модернизацию и перевооружение грузовых районов. В 2013 году ОАО „НМТП“ выполнило рекордный годовой план закупки перегрузочного оборудования, пополнив парк техники на 81 единицу. Кроме того, в настоящее время мы осуществляем переход на проектное управление, которое позволит нам более оперативно и продуктивно реагировать на изменения рынка».

По оценке экспертов, валютный фактор продолжает положительно сказываться на динамике объемов грузоперевозок: по данным ЦБ, с середины апреля курс рубля демонстрирует рост, однако по отношению к показателям начала года он остается на сравнительно низком уровне.

По мнению первого заместителя директора ООО «Русьтранслогистик» Сергея Левушкана, прогноз развития рынка грузоперевозок может быть достаточно оптимистичным только при условии повышения транспортными компаниями уровня сервиса. «Грузоперевозки в ЮФО и СКФО вырастут на 1,5–2%,— считает господин Левушкан.— Падение объемов перевозок, связанных со строительством олимпийских объектов, компенсируется ростом грузоперевозок по полуострову Крым. Также, несмотря на стагнацию российской экономики, пока не планируется сокращение инвестиционных программ в ЮФО. Кроме того, прогнозируется рост ритейла, который тоже позитивно скажется на рынке грузоперевозок».

В ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК) от рынка в целом ожидают снижения оборотов. «В связи с окончанием перевозок для строительства олимпийских объектов на юге России наблюдается снижение грузовой базы и растет профицит подвижного состава, что привело к ужесточению конкуренции среди операторов,— заявил „Ъ“ директор ростовского филиала ОАО „ПГК “ Вадим Жуков.— Поскольку более 20% от всего объема олимпийских грузов, перевезенных по железной дороге, было доставлено нашими вагонами, ростовский филиал компании в начале года ощутил снижение объемов погрузки. В этом году мы продолжим активно развивать одно из основных направлений грузопотока филиала — перевозку угля для нужд энергетиков Ростовской области. По результатам первого квартала 2014 года мы достигли увеличения объемов транспортировки этого груза за счет заключения долгосрочных контрактов на поставку угля между Новочеркасской ГРЭС и нашими стратегическими партнерами  — ООО «ЮжТранс», ОАО «Донуголь», ООО «Кингкоул».

Новое место

Операторы рынка единодушны во мнении, что следующим после Олимпиады в Сочи толчком для роста грузоперевозок в южной части России станет присоединение Крыма. «В тех отраслях логистики, где мы задействованы, а это, в первую очередь, перевозки и логистическая обработка строительных материалов, продуктов питания, товаров для дома, мы не заметили каких-либо изменений в связи с ситуацией вокруг Украины,— сообщил генеральный директор ООО «Северо-Кавказское логистическое предприятие» Виктор Халын.— Дело в том, что практически все наши клиенты, в том числе зарубежные, имеют собственные производства на территории России. В перспективе политические факторы могут притормозить реализацию отдельных проектов иностранных инвесторов в Ростовской области, которые предпочтут дождаться стабилизации обстановки. Что же касается грузоперевозок на крымском направлении, то пока наши клиенты еще не начали активизировать работу на нем, однако разговоры об этом уже пошли».

«Перевозки грузов назначением на станции Крымской железной дороги активно развиваются,— добавил Вадим Жуков из ПГК.— Грузоотправители часто интересуются стоимостью и  возможностью организации таких перевозок в вагонах ПГК. В апреле-мае нами было отгружено 146 полувагонов с энергетическим углем в адрес ПАО «Крымский содовый завод», осуществлены перевозки в крытых вагонах, цементовозах и на платформах». Согласно пресс-релизу компании, выпущенному 23 июня, в мае ПГК запустила новый железнодорожный маршрут через паромную переправу в порту Кавказ для доставки угля на полуостров. В общей сложности компания перевезла в мае нынешнего года на 25% больше угля, чем в мае 2013-го, причем экспортные перевозки угля выросли в полтора раза.
«Коммерческие организации Крыма остались без экономических связей с Украиной и вынуждены выстраивать новые направления, прежде всего через Краснодарский край и Ростовскую область,— рассуждает Сергей Левушкан из ООО «Рустранслогистик».— За первое полугодие нынешнего года грузооборот с Украиной сократился в разы, и снижение его объемов продолжится, особенно в свете того, что украинское руководство рассматривает возможность разрыва дипломатических связей с Россией и прекращения торговли с нами. Однако на общем состоянии рынка это не скажется, так как грузооборот с Украиной перераспределится на другие направления, в первую очередь — на Белоруссию и страны Балтии. Тем не менее, даже если не будет полного закрытия границ между Россией и Украиной, компании будут нести издержки из-за простоя при прохождении пограничного контроля, а также из-за падения объемов перевозок вследствие экономической стагнации в восточных областях Украины. Возможно сокращение грузоперевозок с Европой, но это зависит от политических решений Евросоюза и жесткости санкций в отношении российских компаний».

По прогнозам группы НМТП, cобытия на Украине могут повлиять на объемы перевалки таких грузов, как черные металлы, минеральные удобрения и железорудное сырье, значительная часть которых ранее обрабатывалась в украинских портах. «Сейчас они могут вернуться в Россию, и мы должны предоставить максимально комфортные условия для их обработки»,— заявили в пресс-службе группы.

Дайте дорогу

Перевозчики рассчитывают, что федеральная целевая программа развития Крыма и Севастополя, которая сейчас находится в разработке, положительно скажется на транспортной инфраструктуре южных регионов России. По крайней мере, стенограмма заседания правительства, посвященного социально-экономическому развитию полуострова до 2020 года, содержит слова премьер-министра Дмитрия Медведева о том, что Крыму требуется значительное расширение существующих транспортных коридоров в  другие регионы страны. Согласно стенограмме, самыми крупными проектами такого рода в рамках ФЦП станут строительство перехода через Керченский пролив и реконструкция аэропортов. Также программа предусматривает «строительство трасс федерального значения, региональных автодорог в Крыму в целом и в Севастополе и железных дорог тоже». В общей сложности в развитие транспортной инфраструктуры Крыма и Севастополя будет вложено около 400 млн руб.

В середине июля Ассоциация автомобильных перевозчиков Республики Крым добилась снижения расценок на перевозку грузового транспорта паромом из Новороссийска в  Феодосию, сообщило агентство «Крыминформ».

«Возросший товарооборот с Крымом потребует строительства новых мостов, развития морских грузоперевозок и реконструкции подъездных путей, строительства логистических центров прежде всего в Краснодарском крае»,— говорит Сергей Левушкан.
В то же время на направлениях со сравнительно короткими дистанциями перевозок в последнее время обостряется конкуренция между разными видами транспорта, и часть игроков ждут в этой ситуации помощи от государства. «Сегодня государство весьма лояльно относится к организации грузовых автомобильных перевозок,— приводит пример Вадим Жуков.— Автомобилисты не платят за пользование инфраструктурой, зачастую пользуются льготными формами налогообложения, что ставит нас в неравные рыночные условия. Если раньше мы конкурировали с автомобилями на расстояниях более 200–250 км, то сегодня большегрузные фуры весьма уверенно участвуют в перевозках на тысячу и более километров. Это ведет к ухудшению состояния автодорог и росту аварийности». По мнению господина Жукова, экономика нуждается в равномерном развитии всех видов грузоперевозок, поэтому государству стоит выстроить соответствующую политику в отношении контроля роста перевозок автомобильным транспортом.

Коммерсантъ (Ростов-на-Дону), 31.07.2014
Автор: Сергей Ухабов


Возврат к списку