Инвесторы впали в Минтрансовое противостояние

Инвесторы впали в Минтрансовое противостояние Комерсантъ: Законопроект об ответственности инвесторов в морские порты, дополненный ко второму чтению рядом положений, касающихся железных дорог, вызвал резкую критику участников рынка. Свои письма в разные правительственные инстанции направили Союз операторов железнодорожного транспорта, «Русская сталь» и Ассоциация морских торговых портов. Все они говорят о дополнительной нагрузке, несопоставимости масштаба ответственности инвесторов перед государством и государства перед ними, рисках дискриминации.

Вагоны уезжают от ремонтов

Вагоны уезжают от ремонтов Комерсантъ: Профицит подвижного состава на сети, снижение погрузки и доходности оперирования негативно сказались на вагоноремонтном рынке: в 2020 году объем плановых ремонтов сократился примерно на 13% и продолжает падать в 2021 году. Цена также снизилась, на 5–15%, следует из данных клиентов вагоноремонтных предприятий. Однако рост цен на металл, выражающийся в увеличении стоимости комплектующих, а также запрет импорта украинских железнодорожных колес могут развернуть этот тренд.

Конвенции следуют казахстановочно

Конвенции следуют казахстановочно КомерсантЪ: Российские железнодорожные операторы и промышленники жалуются на действия Казахстана, который в декабре вновь объявил конвенционный запрет на подачу порожних вагонов из других стран. Операторы оценивают свои убытки за месяц в 108 млн руб.

Борьба с порожним пробегом, которую совместными усилиями ведут РЖД и частные операторские компании, увенчалась определенным успехом

28.01.2011

Порожний пробег: на пути к консенсусу.


ОАО «РЖД» и НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» удалось после относительно продолжительных обсуждений выработать проект Правил перевозки порожних вагонов. Необходимость в подобном документе возникла давно. И достижение согласия по основным положениям, которые ранее были яблоком раздора между РЖД и операторами, также не может не радовать. Некоторая сложность заключается лишь в том, что по всем пунктам консенсуса достичь так и не удалось.

В конечном итоге, после того как Совету рынка и РЖД к какому-то единству по наиболее болезненным темам прийти не удалось, обсуждение проекта продолжилось при участии Минтранса. Министерское вмешательство привело к тому, что Правила перевозки порожних вагонов решено было не издавать в качестве отдельного документа, а включить в имеющиеся Правила перевозки грузов. Что же касается спорных вопросов, то они продолжают обсуждаться, теперь уже и в рабочих группах Минтранса. Как сообщили в отделе правового регулирования транспортной деятельности ОАО «РЖД», переговоры идут и все задействованные  стороны стремятся найти компромисс. Ну а в том случае, если компромисс так и не будет найден, Минтранс, возможно, волевым решением утвердит тот вариант, какой считает правильным. Какой – пока неясно. Известно лишь, что произойти это должно до конца I квартала текущего года.

Основные споры по-прежнему крутятся вокруг тех же проблемных моментов, что и ранее. Одним из них является коммерческая приемка вагонов. С точки зрения ОАО «РЖД», осуществлять ее отныне должен оператор, что, по словам юридического консультанта Совета рынка Светланы Брокар, создаст множество трудностей для операторского бизнеса. Ведь приемка вагонов предполагает наличие на железной дороге разветвленной сети (укомплектованной соответствующими кадрами), которая должна выполнять данную функцию. В настоящее время ничего подобного у большинства операторов и в заводе нет. У перевозчика – есть. И потому представляется логичным, что эту задачу должен решать именно он.

С другой стороны, нельзя отказать в логике и РЖД: попросту говоря, непонятно, по какой причине они будут выполнять работу другого субъекта бизнеса.

Однако, пожалуй, наиболее острым вопросом остается предложение предоставить перевозчику право в ряде случаев самостоятельно передислоцировать порожние вагоны, принадлежащие частным операторам. Теоретические выгоды, которые может дать подобная мера, понятны: РЖД станет намного легче контролировать движение, следовательно, сократится порожний пробег, меньше будет различных заторов и т. д.

Однако есть два немаловажных нюанса. Первый: вагоны – это собственность железнодорожных операторов, передислоцировать которую без их согласия нельзя. В целом полномочия перевозчика в случае реализации данного предложения расширяются столь значительно, что, по мнению представителей «Союзгрузпромтранса», это начинает напоминать «чистый монополизм». (Такая точка зрения, впрочем, является самой радикальной.)

Второй нюанс состоит в том, что перемещение порожних вагонов перевозчиком может оказаться тем самым лекарством, которое «пуще болезни». По мнению заместителя директора по организации перевозок ООО «Уралхим-Транс» Всеволода Ковшова, подобная практика приведет не к сокращению, а, наоборот, к увеличению порожнего пробега. Ведь оператор будет искать клиентов самостоятельно, в то время как перевозчик может так же самостоятельно отправлять его вагоны исходя из своих интересов.

Со своей стороны, Совет рынка, по словам С. Брокар, считает необходимым использовать экономические, а не административные меры для регулирования порожнего пробега. Но найти компромисс оппонентам пока что не удалось.

Кроме этого, в имеющемся на сегодняшний день проекте Правил перевозки порожних вагонов существует еще целый ряд пунктов, которые вызывают у представителей бизнес-сообщества вопросы. В частности, это касается определения коммерческой непригодности вагона и ответственного за эту непригодность субъекта и т. д.

Как именно будет снято имеющееся напряжение, еще не ясно. А пока что будем надеяться, что вмешательство Минтранса окажется той силой, которая сможет устранить все острые противоречия между всеми заинтересованными сторонами на исходе марта.


 

РЖД-Партнер.ru


Возврат к списку