БАМ расширят светофорами

БАМ расширят светофорами Комерсантъ: ОАО РЖД может существенно удешевить третью очередь развития Восточного полигона (после 2024 года) за счет замены части капитального строительства мероприятиями по организации движения, считает профильный институт ИЭРТ. На некоторых участках такой подход позволит сократить затраты более чем в 15 раз. Однако эксперты полагают, что схему реально можно применить только на Транссибе, который в отличие от БАМа электрифицирован.

ПГК не исключает IPO, планирует войти в топ-3 контейнерных ж/д операторов

ПГК не исключает IPO, планирует войти в топ-3 контейнерных ж/д операторов ТАСС: Первая грузовая компания (ПГК) продолжает рассматривать возможность первичного размещения акций (IPO), однако считает преждевременным говорить о сроках в нынешней рыночной ситуации, заявил журналистам гендиректор компании Сергей Каратаев.

«Инвентарь» уходит в прошлое

04.01.2011

Создание Второй грузовой компании, положившее начало обратному отсчету окончательного и бесповоротного перехода инвентарного парка в разряд приватного, – одно из знаковых событий завершающего этапа структурной реформы, которого заранее опасались многие клиенты ОАО «РЖД». И дискуссии о том, как с этим жить, будут идти еще долгое время.


В конце сентября новое дочернее общество ОАО «РЖД», зарегистрированное в Екатеринбурге, начало свою хозяйственную деятельность. Планируется, что уставный капитал ВГК составит 46,4 млрд рублей за счет переданных ей более 150 тыс. вагонов и 200 млн рублей материнской компании. Процесс передачи инвентарного парка начался в прошлом году и завершится в III квартале текущего. В результате парк компании превысит 180 тыс. вагонов (включая более 20 тыс., находящихся сейчас в лизинге у РЖД). По прогнозам экспертов, к 2015-му доля компании на рынке должна составить 22%. Стратегическими целями ее создания в РЖД называют вход в тройку крупнейших российских операторов, обеспечение роста стоимости материнского холдинга и готовность к IPO через два года после создания.

В настоящее время Второй грузовой передано более 50 тыс. вагонов, которые она пока сдает в аренду по большей части ПГК, а также другим операторам. До конца марта ВГК получит еще почти 60 тыс. вагонов, часть которых, скорее всего, ждет та же судьба. Впрочем, с II квартала частью переданного парка компания обещает управлять самостоятельно. Полностью же сформировать всю необходимую коммерческую инфраструктуру в ВГК намерены к сентябрю, по мере формирования уставного капитала.

По подсчетам первого заместителя генерального директора ОАО «ПГК» Игоря Асатурова, после того как ВГК приступит к работе, доля вагонов РЖД в общем парке снизится с 30 до 7%. На первом этапе у ВГК будет порядка 16% парка, а доля ПГК (по крайней мере в текущем году) составит порядка 21–22%.

Изначально декларировалось, что Вторая грузовая создается как универсальный общесетевой оператор подвижного состава, занимающийся повагонными и маршрутными отправками угля, руды, минерально-строительных и лесных грузов. Однако не далее как в декабре генеральный директор ОАО «ВГК» Виталий Евдокименко заявил, что его компания собирается начиная с 2013 года ежегодно закупать по 3,6 тыс. цистерн и к 2015-му занять как минимум 5% рынка перевозок нефтяных грузов.

Опрошенные нами представители операторских компаний на вопрос, не опасаются ли они выхода на рынок Второй грузовой, по большей части отвечали: «Первую пережили и Вторую переживем». Хотя при этом многие указывали, что в связи с появлением на рынке ВГК отрасль ждет обострение конкуренции и передел сфер влияния. 

В Совете рынка считают, что с ликвидацией инвентарного парка и последующей продажей ПГК этап интенсивного вложения частных средств в вагонный парк фактически будет завершен. Новыми объектами для инвестирования могут стать локомотивы, особенно с учетом возможностей, которые предоставит в этой сфере Целевая модель рынка перевозок на период до 2015 года. Скорее всего, по вполне объективным причинам с появлением Второй грузовой продолжится и тенденция консолидации операторских компаний. Не исключено, что к моменту завершения реформы в 2015-м на рынке действительно останутся 3–4 крупные операторские компании, включая ПГК и ВГК. Но это все в будущем.

Сейчас же отсутствием инвентарного парка и возможности отправки грузов по тарифам Прейскуранта № 10-01 (а значит, неизбежным ростом транспортной нагрузки) больше всего обеспокоены небольшие клиенты РЖД. На их защиту встала Федеральная антимонопольная служба, разработавшая регламент взаимодействия РЖД с ПГК и ВГК в части предоставления вагонов грузоотправителям. По регламенту дочерние компании обязаны предоставлять свой подвижной состав холдингу, если у него есть соответствующие заявки клиентов. Причем для грузовладельца стоимость такой перевозки не должна превышать тариф Прейскуранта. Однако этот механизм абсолютно невыгоден ДЗО – генеральный директор ОАО «ПГК» Салман Бабаев уже заявил, что он не готов предоставлять материнской компании свои вагоны. Впрочем, в случае принятия регламента у «дочек» не останется выбора.

Именно создание Второй грузовой (а также скорое появление перевозчика без вагонов) обострило многие проблемы, с которыми сталкивается сейчас рынок предоставления подвижного состава под погрузку, и заставило регуляторов и РЖД ускорить решение наболевших вопросов. Так, с новой силой возобновилась работа над базовыми федеральными законами. Сами представители операторских компаний отмечают, что в условиях, когда у перевозчика нет вагонов, их ответственность перед рынком автоматически увеличивается. В этой связи как никогда актуален становится пересмотр закона «О железно­дорожном транспорте в РФ» – включение в него новых и расширение имеющихся положений в части закрепления прав и обязанностей оператора. Такие поправки уже разработаны и находятся в Мин­трансе.

В начале этого года принят другой немаловажный для взаимодействия перевозчика и его клиентов документ, работа над которым также велась не один год, – перечень критериев, на основании которых грузовладельцу можно отказать в перевозке. Правда, скорее всего, он будет иметь силу только в случае принятия регламента о предоставлении РЖД подвижного состава ПГК и ВГК (в перечне не предусмотрено такое основание для отказа, как отсут­ствие у перевозчика вагонов).

Интенсивно решаются проблемы управления полностью приватным вагонным парком и минимизации растущего порожнего пробега. Так, благодаря активному участию операторов на завершающей стадии находится работа над Правилами перевозок приватных порожних вагонов. Создана и обкатана на базе ПГК информационная программа, позволяющая минимизировать порожний пробег частных вагонов (АС ДРПВ). ЦФТО предложен механизм заключения агентских договоров, позволяющий управлять консолидированным парком частных операторов.

Так что у 2011-го есть все предпосылки стать годом самых острых и конструктивных дискуссий о механизмах управления парком. Отступать некуда: в этом году инвентарный парк прекратит свое существование и на решение всех сопутствующих этому процессу проблем остается совсем немного времени.

НАДЕЖДА ВТОРУШИНА


 

РЖП-Партнер


Возврат к списку