Вагонам стало не прикольно

Вагонам стало не прикольно КОММЕРСАНТ: Операторы ищут способы поставить большой массив лишних вагонов «на прикол» на приемлемых условиях и надолго. «Одна из идей, которые мы будем более подробно обсуждать с коллегами из ОАО РЖД,— введение дифференцированной платы за отстой на путях общего пользования по принципу, схожему с принципами "Московского паркинга",— рассказал на конференции "PRO//Движение.1520" исполнительный директор Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) Алексей Дружинин.

Украина нашла выход на пути России

КОММЕРСАНТ: Как выяснил “Ъ”, после введения российских санкций в отношении украинского бизнесмена Виктора Пинчука принадлежащий ему «Интерпайп» перестал поставлять в Россию железнодорожные колеса через свою российскую структуру. Теперь поставки ведутся через иностранные и российские компании, не связанные напрямую с «Интерпайпом» или господином Пинчуком. Тем не менее, по мнению юристов, эти каналы поставки также потенциально могут подпасть под санкции. При этом сейчас власти РФ обсуждают полный запрет на импорт украинских колес.

На ФАС давят колеса

КОММЕРСАНТ: Металлурги пожаловались на ФАС, признавшую летом Выксунский метзавод (ВМЗ) Объединенной металлургической компании (ОМК) виновным в завышении цен на железнодорожные колеса. По их мнению, ФАС произвольно установила предельный уровень цен на колесо, которого должен был придерживаться ВМЗ, на уровне существенно ниже рыночного. Покупатели колес считают, что, вовлекая в спор высокопоставленных чиновников, металлурги пытаются оказать давление на ФАС. По данным “Ъ”, вопрос могут рассмотреть у первого вице-премьера Андрея Белоусова.

Охота на вагоны началась

23.12.2010

Среди множества средств, которые были рекомендованы для излечения такой злокачественной язвы современных российских железных дорог, как порожний пробег, давно уже предлагалось создать электронную биржу вагонов или нечто подобное. И вот недавно пресс-служба ОАО «РЖД» объявила о том, что на сайте компании имеется электронная информационная площадка (ЭИП), посредством которой можно будет отслеживать грузы и «праздношатающийся» подвижной состав.


Не секрет, что перемещение вагонов и грузов по железным дорогам подчас принимает характер броуновского движения. В этих условиях операторы предпочитают работать по долгосрочным контрактам, с крупными грузоотправителями и, что естественно, ориентируются на наиболее высокодоходные перевозки. Так же естественно и то, что мелкие и средние грузовладельцы оказываются в силу этого в затруднительном положении. Кроме того, существует еще целый ворох разного рода проблем, проистекающих из вышеназванного броуновского движения – это и не слишком оперативный обмен информацией между всеми заинтересованными сторонами, и недостаточная прозрачность рынка, и т. п.

Необходимость в некой площадке, которая бы обеспечивала взаимодействие всех заинтересованных сторон, сейчас стоит очень остро. Однако до сих пор еще не вполне ясно, какой она все-таки должна быть. По словам главного инженера ЦФТО Сергея Лахтурова, в настоящее время ЭИП запущена в тестовом режиме и будет работать в таком качестве на протяжении примерно двух месяцев. Сейчас самое важное – проверить, насколько такой инструмент будет востребован рынком и, соответственно, как его нужно «отрихтовать», если реакция будет «не та». В настоящее время грузовладельцы и операторы могут добровольно принять участие в работе ЭИП (причем ответственность за достоверность предоставленных данных несут исключительно те, от кого они исходят). В случае обнаружения подходящего варианта далее можно будет оформить сделку обычным порядком.

Успешная реализация данного проекта должна активизировать рынок мелких и спотовых заявок при минимальных транзакционных издержках. Сегмент этот не так уж мал: по словам пресс-секретаря НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» Александра Букреева, в настоящее время до 40% рынка не охвачено двусторонними договорами. Соответственно, в случае успеха, как отметил в своем докладе Дмитрий Королев, исполнительный директор НП, «ОАО «РЖД» может стать основой создания общесетевой коммерческой инфраструктуры». Работа будет организована по принципу «одного окна». По словам Д. Королева, структуры РЖД в этом случае смогут «ежедневно на информационно-торговой площадке предлагать к исполнению у широкого круга аккредитованных операторских компаний консолидированные заявки мелких клиентов и спотовые объемы средних и крупных клиентов».

Выгоды, которые сулит осуществление проекта ЭИП, очевидны. Самым же важным является, бесспорно, то, что успешная его реализация позволит оживить рыночные механизмы, сделать рынок более конкурентным и, как следствие, сбить цены на перевозки. Что, в свою очередь, не может не оказать позитивного эффекта на всю российскую экономику в целом.

Однако пока что открывать шампанское и праздновать скорое снижение цен еще рановато. То, что ЭИП – проект, по словам А. Букреева, де-факто совместный (ОАО «РЖД» и Совета рынка), все-таки заработал, – это несомненный плюс. Но нельзя не отметить того, что хотя информационная площадка и появилась, но единого представления о том, какой она в итоге должна быть, пока что у всех заинтересованных и участвующих сторон не сложилось. И сейчас как раз активно идут переговоры относительно того, во что, в конечном счете, должна превратиться ЭИП. Несомненно, весьма существенным фактором, который повлияет на принятие окончательного решения, станет участие бизнеса в этом проекте.

А вот насколько оно будет активным и будет ли вообще? Ведь в настоящее время ЭИП – это чуть больше, чем тренажер. Станет ли на этой площадке осуществляться реальное взаимодействие и выльется ли оно в не менее реальные сделки? Как говорится, время покажет. И остается лишь надеяться, что те операторы и грузовладельцы, для которых ЭИП создавалась, ею не побрезгуют. Так или иначе сезон электронной охоты на вагоны объявлен. Насколько успешно он пройдет, мы узнаем уже в новом году.


 

РЖД-Партнер.ru


Возврат к списку