ОАО РЖД собирает ценные данные

ОАО РЖД собирает ценные данные Коммерсантъ: ОАО РЖД предлагает создать единую систему мониторинга ценообразования во всех звеньях транспортной цепочки и, в частности, просит регуляторно обязать операторов вагонов предоставлять ему информацию о ставках. Потребность в таком мониторинге монополия объясняет необходимостью обеспечить рентабельность поставок российских грузов на экспорт. Участники рынка против, указывая, что такую информацию уже собирает ФАС, которая также не поддерживает это предложение.

ОАО РЖД объезжает штрафы

ОАО РЖД объезжает штрафы Коммерсантъ: В Госдуме предлагают не штрафовать ОАО РЖД за просрочку доставки грузов. Там считают, что нужно поменять Устав железнодорожного транспорта так, чтобы монополия не несла ответственности за срыв сроков, если это произошло из-за военных действий, санкций или других обстоятельств. В ОАО РЖД отмечают, что уже столкнулись с повышенными затратами на пени из-за резкого роста спроса на перевозки по направлениям, альтернативным европейским. Но клиенты монополии подчеркивают, что и сами пострадали от санкций, но их никто от штрафов освобождать не собирается.

Члены Союза операторов железнодорожного транспорта избрали новый состав органов управления

Члены Союза операторов железнодорожного транспорта избрали новый состав органов управления ТАСС: Общим собранием членов Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) избраны новый состав президиума, его председатель и исполнительный директор, следует из сообщения Союза.

Вагоны выкатят на электронную площадку

22.12.2010

АО РЖД создало электронную площадку, где грузоотправители могут находить вагоны для организации перевозок. Фактически речь идет о прообразе биржи вагонов. В первую очередь это требуется мелким и средним компаниям, с которыми железнодорожники работают неохотно. Участники рынка надеются, что система позволит повысить прозрачность отрасли и скорректировать ценообразование на перевозки.


ОАО РЖД открыло на своем официальном сайте электронную информационную площадку по поиску свободных вагонов. На ней грузоотправители могут публиковать информацию о требующихся вагонах для перевозки грузов, а собственники подвижного состава размещать информацию о наличии свободных вагонов. Пока система работает в тестовом режиме. Правила торгов еще окончательно не определены, однако собеседники “Ъ” в грузовых компаниях утверждают, что, по сути, на базе этой системы может быть создана «биржа вагонов», о необходимости которой говорилось уже давно.

Дело в том, что в ходе реформы железнодорожной отрасли ОАО РЖД уже фактически лишилось вагонного парка. Компания создала дочерних операторов — Первую и Вторую грузовые компании, «Трансконтейнер» и другие, куда в зависимости от специализации созданных структур был выведен весь парк грузовых вагонов. Таким образом, если раньше клиент мог прийти в единый центр — ОАО РЖД — с заявкой на перевозку и компания могла выполнить ее самостоятельно, то теперь в большинстве случаев она запрашивает подвижной состав для транспортировки грузов, а операторы предпочитают взаимодействовать с крупными грузоотправителями по долгосрочным контрактам. Емкость рынка железнодорожных перевозок руководитель отдела аналитических исследований и маркетинга компании Brunswick Rail Дмитрий Бовыкин оценивает в $20 млрд ежегодно.

Информационная площадка рассчитана на мелких и средних грузовладельцев, а также на спотовые объемы грузов крупных компаний, говорится в сообщении ОАО РЖД. Глава Независимой транспортной компании (входит в группу НЛМК) Александр Сапронов отмечает, что в условиях дефицита вагонов, который наблюдается на рынке, мелкие и средние грузовладельцы столкнулись с трудностями. «Железнодорожная отрасль устроена так, что эффективнее возить массовые грузы по конкретным маршрутам,— объясняет господин Сапронов,— Но повагонные отправки мелких клиентов — это тоже грузовая база». В НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» полагают, что на повагонные отправки приходится до 30% общего грузооборота железных дорог.

Кроме того, операторы рассчитывают, что электронная площадка сделает рынок более открытым и прозрачным. Раскрытие хотя бы части информации о грузовой базе и предлагаемых ставках за перевозку может привести к корректировке ценообразования на аренду вагонов под перевозку (в отличие от тарифов на перевозку, регулируемых государством, стоимость аренды устанавливается компаниями самостоятельно), считает собеседник “Ъ” в «Газпромтрансе». Дмитрий Бовыкин считает, что подобная площадка позволит снять часть вопросов, возникающих при переходе вагонного парка от ОАО РЖД к операторам. «Информационная система может решить краткосрочную задачу по вывозу грузов»,— поясняет эксперт.

Для создания полноценной биржи вагонов, по мнению собеседников “Ъ”, необходимо решить вопрос ответственности участников процесса за исполнение принятых обязательств. В Совете участников рынка предлагают закрепить за ОАО РЖД не только функции собственника инфраструктуры торгов, но и полномочия казначейства. «ОАО РЖД может обеспечивать взыскание с клиента оплаты за предоставление вагона и перевозку груза, рассчитываться с владельцами подвижного состава, а также взыскивать штрафы за невыполнение условий договора»,— говорится в презентации некоммерческого партнерства. Глава агентства Infranews Алексей Безбородов добавляет, что в перспективе эти функции может взять на себя специально созданная клиринговая палата. Но пока, уточняет эксперт, электронная система является лишь информационным ресурсом.

Александр Панченко


 

Ъ-Online


Возврат к списку