Ж/д операторы ответили Минтрансу про расчеты потерь по ТОР, оценив их в 23 млрд руб в год

ПРАЙМ: Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) видит в приказе Минтранса России по текущему отцепочному ремонту (ТОР) грузовых вагонов новый вид платы и оценивает потери в 23 миллиарда рублей в год, говорится в письме организации в министерство, с копией которого ознакомилось РИА Новости.

НП "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава" намерено добиваться права использовать нулевую ставку НДС при предоставлении вагонов под экспортные и транзитные перевозки

17.08.2010

В июне Государственная дума приняла в первом чтении законопроект "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ в связи с совершенствованием порядка применения налоговой ставки 0 процентов по НДС". Согласно этому документу операторы подвижного состава потеряли право устанавливать нулевую ставку на предоставление вагонов под экспортные и транзитные перевозки, в то время как перевозчик (ОАО "РЖД") такое право сохранил. Нулевая ставка удобней: при ее использовании не приходится выставлять контрагенту дополнительно 18% НДС, а потом ждать возврата этой суммы из налоговых органов.


Однако, как поясняет один из авторов законопроекта, заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров, нынешние законы сформулированы настолько расплывчато, что большинство участников рынка, выполняющие услуги, связанные с экспортом и транзитом, не могут обосновать нулевую ставку. Нынешний вариант закона четко определяет сферы применения нулевой ставки и перечень документов, которые необходимо предоставить в налоговые органы. В то же время, указывает исполнительный директор НК "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава" Дмитрий Королев, при возврате экспортного НДС включить в себестоимость вывозимой продукции затраты на предоставление операторами подвижного состава возможно будет только в случае поставки на условиях CPT. В терминах "Инкотермс" это означает, что продавец оплачивает фрахт за доставку товара до указанного пункта назначения, при этом риск гибели или повреждения груза, а также любых дополнительных издержек переходит от продавца к покупателю, когда товар передан в распоряжение перевозчика.

В случае же отправки по условиям FCA- DAF, когда продавец обязан поставить товар перевозчику, назначенному покупателем, до передаточной станции и при этом нести все расходы и риски, необходимые для доставки товара в пункт назначения, грузовладельцы будут вынуждены увеличить стоимость экспортной продукции на соответствующую сумму НДС. "Эти ограничения существенно снизят конкурентоспособность российских товаропроизводителей при экспорте продукции через пограничные станции", - говорит Дмитрий Королев. В результате, прогнозирует некоммерческое партнерство, рост цен на российскую экспортную продукцию составит 3%. Однако этим негативные моменты не исчерпываются. Как полагает Дмитрий Королев, поправки в Налоговый кодекс создадут неравные конкурентные условия для операторов и ОАО "РЖД".

"РЖД как перевозчик может, с одной стороны, привлекать вагоны независимых операторов для экспортных перевозок, применяя ставку в 18% НДС, а с другой - может оказывать грузовладельцам услуги от своего имени по перевозке экспортных и транзитных грузов в вагонах независимых операторов, применяя нулевую ставку НДС", - утверждает Дмитрий Королев. Новые условия могут негативным образом отразиться и на дочерних компаниях ОАО "РЖД", занимающихся операторской деятельностью.

"С точки зрения учетной работы ставка в 18% проще: компания не будет нести риски возможного неподтверждения нулевой ставки, а здесь они есть, потому что ПГК не является владельцем экспортируемого товара, - говорит заместитель главного бухгалтера ОАО "Первая грузовая компания" Людмила Гареева. - В то же время, например, по речным и автомобильным перевозкам, которые являются конкурентами железных дорог, остается нулевая ставка, и эти виды транспорта для грузоотправителей становятся более привлекательными". То же самое подтвердили и в "ТрансКонтейнере", для которого основным конкурентом является автомобильный транспорт.В департаменте налоговой политики и методологии налогового учета ОАО "РЖД" замечают, что схемы работы операторских компаний очень разные, поэтому и условия налогообложения для них отличаются, но большинству из них действительно было бы выгоднее 18%, поскольку при этом снижается риск неподтверждения нулевой ставки.

Тем не менее Совет участников рынка заявляет о намерении сохранить прежние условия, когда можно было не платить НДС. Андрей Макаров утверждает, что пока законопроект не принял окончательную форму, и основное обсуждение пройдет осенью. Для того чтобы внести поправки в законопроект о нулевой ставке НДС, Совету рынка необходимо будет заручиться поддержкой Минфина (помимо комитета по бюджету и налогам). Однако учитывая, что в Совет входят такие крупные компании, как ПГК и "ТрансКонтейнер", операторам, скорее всего, удастся "пробить" это решение.


Ноль не для всех | Газета "Гудок", 17.08.10


Возврат к списку