Инвесторы впали в Минтрансовое противостояние

Инвесторы впали в Минтрансовое противостояние Комерсантъ: Законопроект об ответственности инвесторов в морские порты, дополненный ко второму чтению рядом положений, касающихся железных дорог, вызвал резкую критику участников рынка. Свои письма в разные правительственные инстанции направили Союз операторов железнодорожного транспорта, «Русская сталь» и Ассоциация морских торговых портов. Все они говорят о дополнительной нагрузке, несопоставимости масштаба ответственности инвесторов перед государством и государства перед ними, рисках дискриминации.

Вагоны уезжают от ремонтов

Вагоны уезжают от ремонтов Комерсантъ: Профицит подвижного состава на сети, снижение погрузки и доходности оперирования негативно сказались на вагоноремонтном рынке: в 2020 году объем плановых ремонтов сократился примерно на 13% и продолжает падать в 2021 году. Цена также снизилась, на 5–15%, следует из данных клиентов вагоноремонтных предприятий. Однако рост цен на металл, выражающийся в увеличении стоимости комплектующих, а также запрет импорта украинских железнодорожных колес могут развернуть этот тренд.

Конвенции следуют казахстановочно

Конвенции следуют казахстановочно КомерсантЪ: Российские железнодорожные операторы и промышленники жалуются на действия Казахстана, который в декабре вновь объявил конвенционный запрет на подачу порожних вагонов из других стран. Операторы оценивают свои убытки за месяц в 108 млн руб.

Правила перевозки приватных порожних вагонов почти готовы

12.08.2010

В рамках Совета рынка работа над проектом Правил перевозки приватных порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику, уже завершена. О том, все ли в документе устраивает ОАО «РЖД», рассказывает юридический консультант НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» Светлана Брокар.


  • Светлана Николаевна, каковы основные положения данного проекта?
  • Проект Правил является комплексным документом, в нем регламентируются и действия сторон и документальное оформление этих действий. В документе подробно описан порядок оформления перевозки, приемки порожних вагонов по их технической и коммерческой пригодности, направления вагонов в текущий отцепочный ремонт, переадресации порожнего ПС, предоставления вагонов для перегрузки грузов в пути следования, занятия ими путей общего пользования и другие вопросы взаимоотношений перевозчика и владельца порожних вагонов, связанные с их перевозкой.

    В основном Правила в предложенном варианте не требуют внесения изменений в иные нормативные акты. Однако в части определения плат необходимо введение тарифного регулирования за занятие вагонами, не принадлежащими перевозчику, путей общего пользования. Кроме того, нужна конкретизация оператора в заявке на перевозку грузов. Введение Правил снимет ряд спорных моментов и отрегулирует взаимодействие перевозчика с владельцами вагонов, что позволит избежать процессов, снижающих эффективность функционирования железнодорожной инфраструктуры.
  • Согласован ли этот проект с ОАО «РЖД»?
  • Работа над проектом Правил, в ходе которой происходил очень конструктивный диалог, осуществлялась в течение полугода в рамках совместной рабочей группы партнерства с ОАО «РЖД». Но, к сожалению, пока остаются три блока вопросов, где между нами еще не достигнуты соглашения.
  • А каковы главные разногласия?
  • Первое касается объема обязательств перевозчика в процессе приемки порожних вагонов после выгрузки груза грузополучателем и перед его погрузкой грузоотправителем по коммерческой пригодности. По мнению экспертов Совета рынка, при подготовке Правил, определяющих правоотношения участников перевозки с грузоотправителями и грузополучателями, следует наделить перевозчика правами и возложить на него обязательства по коммерческой приемке вагонов. Именно перевозчик обладает необходимыми ресурсами человеческими и производственными, чтобы качественно производить приемку порожних вагонов, проверку их очистки и пригодности под погрузку. Создание на сети ОАО «РЖД» дублирующего аппарата приемщиков потребует не только дополнительных финансовых затрат, но и изменения регламентов деятельности инфраструктуры, в том числе допуска на нее приемщиков оператора, изменения документооборота, внесения изменений в законодательство. Такой подход не отвечает задачам эффективной организации бизнеса. Кроме того, именно перевозчик и владелец инфраструктуры отвечает за обеспечение безопасности на железнодорожном транспорте. Логично, что он же будет проверять вагоны, выходящие на сеть. Возлагая на перевозчика обязательства по коммерческой приемке порожних вагонов, операторы предлагают тарифицировать данную услугу в составе платы за перевозку порожних вагонов.

    Второе разногласие касается права перевозчика и владельца инфраструктуры на передислокацию вагонов, ему не принадлежащих, по своему усмотрению, в случае если оператор своевременно не распорядился порожними вагонами. Существует проблема непроизводительного занятия инфраструктуры ОАО «РЖД» порожними вагонами, не принадлежащими перевозчику, при наличии ограничений пропускной способности. РЖД предлагает ее решить административным путем предоставив перевозчику права передислоцировать эти вагоны, если операторы после разгрузки не дают своевременных указаний на последующую перевозку.

    Партнерство предлагает при решении этого вопроса применять экономические стимулы, а также в случае ограничения пропускных способностей инфраструктуры оптимизировать перевозки порожних вагонов.
  • Есть ли другие у вас разногласия с ОАО «РЖД» в части правил перемещения приватных вагонов?
  • Да. И последнее касается введения в Правила отсылочных норм к договору между оператором и перевозчиком. Представители ОАО «РЖД» настаивают на том, что ряд существенных вопросов перевозки порожних вагонов должен регулироваться индивидуальным договором между оператором и перевозчиком. Операторы же заинтересованы, чтобы Правила содержали нормы прямого применения. Это даст всем возможность работать в прозрачном правовом поле. В связи с тем, что законодательством не предусмотрен публичный характер данного договора, у оператора нет рычагов понуждения перевозчика к заключению договора и отстаиванию своих интересов.
  • Какова дальнейшая судьба проекта Правил? Будет ли его теперь рассматривать Минтранс?
  • После президиума Совета рынка все утвержденные нами материалы направлены в ОАО «РЖД». Следующий этап работы над документом будет проходить уже на площадке Минтранса РФ. Именно за отраслевым министерством окончательное решение по несогласованным вопросам и сроки принятия соответствующего приказа.

 

Беседовала Надежда Вторушина | Портал РЖД Партнер, 12.08.2010


Возврат к списку