Ж/д операторы ответили Минтрансу про расчеты потерь по ТОР, оценив их в 23 млрд руб в год

ПРАЙМ: Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) видит в приказе Минтранса России по текущему отцепочному ремонту (ТОР) грузовых вагонов новый вид платы и оценивает потери в 23 миллиарда рублей в год, говорится в письме организации в министерство, с копией которого ознакомилось РИА Новости.

Ставка налога должна зависеть от вида услуги, а не от организации, ее оказывающей

15.07.2010

Председатель президиума НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» Сергей Мальцев считает, что принятие рассматриваемых сейчас Государственной думой поправок в Налоговый кодекс может поставить в неравные условия операторов и перевозчика.


– Сергей Валентинович, 9 июня Государственная дума РФ приняла в первом чтении законопроект № 391528-5 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ в связи с совершенствованием порядка применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость». Видите ли Вы какие-то риски для операторов, возникающие в случае принятия данного документа?

– Конечно. Причем здесь стоит говорить не только о рисках для операторов, но и о рисках, с которыми столкнутся грузоотправители и экономика России в целом. При введении в действие предусмотренных законопроектом изменений в статьи 164 и 165 Налогового кодекса РФ операторы будут лишены права на применение 0%-ной ставки при оказании услуг по предоставлению грузовых вагонов под перевозку экспортных и импортных грузов, а у перевозчика такое право останется.

А так как перевозчик у нас один, это ОАО «РЖД», то принятие законопроекта в предлагаемой редакции приведет к дополнительной нагрузке на экономику страны. Резко вырастет стоимость услуг, оказываемых российскими компаниями, осуществляющими организацию перевозок грузов железнодорожным транспортом (за исключением ОАО «РЖД»), поскольку плата за пользование вагонами операторов будет облагаться НДС по ставке 18%. Затраты на уплату НДС за пользование вагонами операторов лежат непосредственно на грузоотправителях (производителях), и, как следствие, возрастет транспортная составляющая в цене российских экспортеров грузов, пользующихся услугами железнодорожного транспорта. Удорожание за счет транспортной составляющей продукции предприятий, расположенных по всей территории РФ (для 90% которых железная дорога является безальтернативным видом транспорта), неизбежно скажется на финансовом состоянии производителей. Доля вагонной составляющей в стоимости перевозки колеблется в районе 15%, следовательно, почти на 3% вырастут расходы грузоотправителей на оплату перевозки экспортно-импортных грузов. Кроме того, законопроект никак не регулирует вопросы транзита и оказания услуг, связанных с перевозкой транзитных грузов.

– Учитывает ли законопроект сегодняшнее состояние рынка предоставления подвижного состава под перевозку, связанное с реформированием железнодорожного транспорта?

– Мы считаем, что не совсем. На данный момент все участники рынка подошли к пониманию того, что начинается глубокое переустройство ОАО «РЖД» и изменение конфигурации рынка грузовых перевозок. После создания ВГК исчезнет инвентарный парк и оператор станет важным участником перевозочного процесса, без которого будет невозможно осуществить перевозку.

Но законопроектом предусмотрено, что все организации железнодорожного транспорта, за исключением перевозчиков, лишаются права на применение 0%-ной ставки НДС. Сейчас ОАО «РЖД» располагает только 37,5% вагонного парка, все остальные вагоны не принадлежат перевозчику. И начиная с 2012 года (завершение создания ВГК) РЖД вообще не будет иметь грузовых вагонов. Таким образом, с этого года все грузовые перевозки в России будут осуществляться приватным парком, и в соответствии с планами реформы железнодорожного транспорта использование подвижного состава, не принадлежащего перевозчику, будет являться необходимым условием перевозки грузов. Сейчас на железнодорожном транспорте формируется новая система отношений, в которой есть перевозчик без вагонов и владельцы вагонов, без участия которых перевозка невозможна.

– Какие изменения, по мнению участников партнерства, необходимо внести в законопроект?

– Прежде всего – установить равенство в налогообложении перевозчиков и операторов подвижного состава: единообразно 0% или 18% НДС по услугам по предоставлению грузовых вагонов под перевозку. Второе – ввести единообразный подход к услугам, связанным с экспортно-импортными перевозками и транспортировкой транзитных грузов: также единообразно 0% или 18% НДС по услугам по предоставлению грузовых вагонов под перевозки экспортно-импортных и транзитных грузов, чтобы не создавать трудностей в налоговом администрировании.

Третье – изменить порядок введения в действие принимаемых норм. Предполагается, что законопроект будет применяться с 1 января 2011 года. Но распространяться новые нормы будут на правоотношения, возникшие в IV квартале 2010-го. Такой подход приведет к проблемам с клиентами, потребуется доплата НДС, и придется вносить изменения в налоговый и бухгалтерский отчет. В части изменений в налогообложении не должно быть обратной силы закона. По нашему мнению, оптимальная дата вступления в силу данного законопроекта – 1 января 2012 года, то есть время, когда инвентарный парк РЖД будет полностью ликвидирован.

   http://www.rzd-partner.ru/interview/2010/07/15/356051.html Полную версию материала читайте в № 13–14 журнала «РЖД-Партнер».


Возврат к списку