Первый транспортный вуз России чествует маститого выпускника

Новости
Новости
Менее двух недель остаётся до завершения срока подачи заявок на участие в открытом аукционе по продаже десяти тысяч полувагонов ОАО «РЖД», однако официально своё участие в аукционе подтвердила только одна компания. Другие потенциальные покупатели пока продолжают анализировать условия конкурса, опасаясь, что вместо вагонов они могут получить непригодный для ремонта подвижной состав. В ОАО «РЖД», в свою очередь, утверждают, что риски потенциальных покупателей сведены к минимуму.
В распоряжении «Гудка» оказались внутренние документы крупной российской операторской компании. В них содержится детальный анализ условий аукциона по продаже десяти тысяч полувагонов ОАО «РЖД» единым лотом, который пройдёт 5 июля. В документе указаны риски, на которые пойдут покупатели старых вагонов в случае участия в аукционе.
Один из них, по мнению авторов документа, – в договоре купли-продажи «не урегулирован надлежащим образом предмет договора: нет условий о качестве, комплектности товара». Соответственно, у покупателей не будет законных оснований для того, чтобы отказаться принимать вагоны, «если они будут в виде металлолома». Ещё один риск, по мнению экспертов операторской компании, заключается в том, что ОАО «РЖД» устанавливает штраф за невыполнение ремонта приобретённых вагонов в установленный условиями аукциона срок (один год) в размере 100 тыс. руб. за вагон. В связи с этим потенциальные покупатели опасаются дополнительных расходов на штрафы в связи с невозможностью «отремонтировать металлолом». Суммарный риск от штрафных санкций оценивается компанией более чем в 2 млрд руб. Для сравнения: оценочная стоимость ремонта всех 10 тыс. вагонов составит 5,7 млрд руб. Стартовая цена лота – 1,1 млрд руб.
Однако, как рассказали «Гудку» в ЦФТО ОАО «РЖД», на который возложена функция по организации продажи инвентарного парка, техническое состояние проданных вагонов будет определяться при передаче их покупателю специалистами Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов. Если они заключат, что продление сроков службы подвижного состава невозможно, ОАО «РЖД» вернёт компании залог, который берётся с покупателя в обеспечение выполнения ремонта (100 тыс. руб. за вагон). Кроме этого, в ЦФТО говорят, что непригодные для продления сроков службы вагоны утилизируются не всегда – некоторые компании используют их для хранения грузов на путях необщего пользования.
Следующее опасение покупателей связано с географией размещения продаваемых полувагонов: по условиям аукциона выставляемый на продажу парк раскидан по 541 станции на всех полигонах РЖД, что вызовет трудности при доставке в вагоноремонтные депо, где будет происходить передача вагона собственнику.
В РЖД поясняют, что в стоимость лота включаются в том числе расходы на доставку подвижного состава до покупателя. «Если ближайшее (к станции, где находится вагон изначально. – Ред.) вагоноремонтное депо будет перегружено, мы за свой счёт отвезём вагон дальше. Но, если собственник хочет ремонтировать парк в других депо, ему придётся оплачивать дальнейшее перемещение», – говорят в ЦФТО.
Вместе с тем операторы говорят о желании иметь большую свободу выбора, так как дополнительная передислокация одного вагона из одного депо в другое оценивается операторской компанией минимум в 50 тыс. руб.
Целый комплекс проблем, по мнению одного из потенциальных участников аукциона, может быть связан с невозможностью продления сроков ремонта. А ведь спешка может отразиться на качестве ремонта, отмечает он. В ЦФТО на это отвечают, что ЦДРВ готова выполнить качественно большие объёмы работ за указанные сроки. По словам генерального директора Независимой транспортной компании Александра Сапронова, а также по мнению представителей других операторских компаний, проблема заключается в другом – дефиците необходимого литья. На этот дефицит, кстати, неоднократно жаловались и представители вагоностроительных предприятий. «Это ставит под удар возможность выполнения качественного ремонта в указанные сроки», – делается вывод в анализе условий аукциона.
Ещё один спорный, по мнению операторов, момент – «в договоре отсутствует ответственность ОАО «РЖД» за нарушение договорных обязательств (сроки передачи, порядок передачи), предусмотрена ответственность только в отношении покупателя». В ЦФТО на это отвечают, что по правилам проведения торгов в документацию можно вносить изменения не позднее чем за пять дней до даты аукциона: «Мы ждём письменных предложений от компаний и готовы рассматривать и вносить изменения или поправки, если это будет необходимо».
«Количество вопросов и рисков, с которыми могут столкнуться покупатели, действительно велико, что вполне объяснимо», – говорит представитель ЦФТО. Не каждый оператор готов обеспечить грузовую базу для дополнительных десяти тысяч полувагонов, поэтому в ОАО «РЖД» ожидают, что в конкурсе будут участвовать операторские компании, «имеющие надёжные отношения с грузовладельцами». «Более того, здесь нужны серьёзные вложения, которые, кстати, должны успеть окупиться за пять лет (минимальный срок, на который покупатель должен продлить жизнь вагона. – Ред.)». Между тем, по данным ЦФТО, на сегодняшний день для участия в аукционе зарегистрировался только один игрок транспортного рынка – Новая перевозочная компания (входит в Globaltrans). Дать комментарии на этот счёт в самой компании вчера отказались.
В некоммерческом партнёрстве «Совет участников операторов железнодорожного подвижного состава» (в него входят все крупные игроки рынка, в том числе и НПК) «Гудку» сообщили, что вопрос об условиях проведения аукциона обсуждался на последнем заседании президиума организации. По его итогам, НП сформулировало письмо в адрес руководства РЖД и надеется на конструктивный диалог.
Александр Панченко
Полувагон раздумий | Номер газеты "Гудок" от 23.06.2010 (http://www.gudok.ru/newspaper/detail.php?ID=353983)