Ж/д операторы ответили Минтрансу про расчеты потерь по ТОР, оценив их в 23 млрд руб в год

ПРАЙМ: Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) видит в приказе Минтранса России по текущему отцепочному ремонту (ТОР) грузовых вагонов новый вид платы и оценивает потери в 23 миллиарда рублей в год, говорится в письме организации в министерство, с копией которого ознакомилось РИА Новости.

Операторы принесли немалую пользу железной дороге

28.05.2010

Героем рубрики "Лидер" стал генеральный директор группы компаний Globaltrans, председатель президиума НП "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава" Сергей Мальцев. Не обошлось в беседе и без обсуждения вопросов развития российского института операторов


- Сергей Валентинович, в свое время Вы стали основателем одной из первых компаний-операторов на железной дороге - ОАО "Новая перевозочная компания". С какими сложностями пришлось столкнуться тогда, при ее создании, и сильно ли с тех пор изменилась ситуация? Насколько сейчас легка судьба оператора?

- Институт частных операторов довольно органично вписался в структуру рынка железнодорожного транспорта и доказал свою эффективность на практике, о чем свидетельствует востребованность операторских услуг на рынке грузовых перевозок. Разумеется, в связи с ростом количества приватного подвижного состава произошли большие изменения в технологии работы вагонного парка - в новых условиях поменялись принципы управления парком на сети РЖД. Но операторское движение принесло немалую пользу прежде всего самим железным дорогам. Без дополнительных расходов со стороны государства в строительство подвижного состава было инвестировано почти 400 млрд. рублей. Мощности вагоностроительных предприятий были загружены, а общероссийский вагонный парк существенно обновлен. Так что само по себе увеличение доходности работы ОАО "РЖД" - это результат деятельности в том числе и независимых операторов. Разговоры о том, что операторы забрали себе самые высокодоходные грузы, - это легенда для тех, кто не разбирается в тонкостях железнодорожного транспорта. Мы в этом сегменте имеем всего 20%. А 80% - доходы ОАО "РЖД" как перевозчика.

- Согласны ли Вы с тем, что в соответствии с последней тенденцией к слиянию компаний и консолидации активов через 5-10 лет на рынке останется менее десятка крупных компаний, способных обеспечить полный цикл транспортных услуг?

- Полагаю, что в будущем на российском железнодорожном рынке действительно будут работать всего несколько значимых игроков. Крупнейшими компаниями будут ПГК и создаваемая ВГК. И, как мне видится, одна компания должна на 100% принадлежать ОАО "РЖД", а контрольный пакет второй - стратегическому частному инвестору или инвесторам. Причем последний должен быть квалифицированным участником рынка.

- Довольны ли Вы первыми итогами деятельности Совета рынка?

- Да. Вне всякого сомнения, создание некоммерческого партнерства было полезно для рынка. Все участники НП, которые уже вступили и продолжают вступать в него, делают это для того, чтобы коллегиально и последовательно находить правильные решения вопросов, необходимые для развития бизнеса, который они все до этого строили. Задача партнерства - найти некий баланс между интересами перевозчика (владельца инфраструктуры) и операторскими компаниями, а также направлять положительную энергию этого баланса в системную работу по принятию нормативных актов, необходимых для более эффективной работы рынка. Подчеркиваю - именно в интересах общесетевой деятельности, а не с целью достижения большей прибыли отдельных участников НП.

- Насколько конструктивен сегодняшний диалог НП и ОАО "РЖД"? Можно ли сказать, что благодаря созданию НП голос оператора стал слышен?

- Да. В ОАО "РЖД", причем на самом высоком уровне, стали относиться к независимым операторам не просто как к конкурентам, а прежде всего как к партнерам по общей деятельности. Появилось, наконец, четкое понимание, что независимые операторы точно так же вкладывают деньги в российскую экономику, и вкладывают их надолго. И в их интересах, чтобы система железнодорожного транспорта работала как можно более эффективно.

- Какой Вы видите роль партнерства в дальнейшей реализации положений структурной реформы на железнодорожном транспорте?

- Работая над определением оператора, мы пришли к выводу, что оно подразумевает под собой прежде всего определенный уровень квалификации участника рынка, который позволяет ему управлять подвижным составом на сети. Оператор - не просто владелец подвижного состава. Мы прекрасно понимаем, что сейчас ни в коем случае нельзя "отключать" от участия в работе некоммерческого партнерства те компании, которые не имеют в собственности более тысячи вагонов, но у которых есть вагоны в финансовом лизинге или долгосрочной аренде. Мы знаем, что есть ряд компаний, которые на правах долгосрочной аренды квалифицированно управляют парками по 7-8 тыс. вагонов. Поэтому планируем вынести на одно из ближайших заседаний вопрос об изменении статьи в уставе НП, дабы привлечь к нашей работе компании, которые являются профессиональными участниками рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава, а не только собственниками вагонов. Кроме того, некоммерческому партнерству для его регистрации в качестве СРО нужно набрать как минимум 25 членов. В этом плане процесс активно продвигается. И надеюсь, что к середине 2011 года мы уже начнем работать как саморегулируемая организация.


 

Журнал РЖД Партнер №8, 16.04.10


Возврат к списку