Союз транспортников России выдвинул предложения по регуляторным решениям в целях поддержки стабильности железнодорожного транспорта в условиях пандемии

Союз транспортников России выдвинул предложения по регуляторным решениям в целях поддержки стабильности железнодорожного транспорта в условиях пандемии Комитет по железнодорожному транспорту Союза транспортников России (СТР) провел Круглый стол, посвященный проблемам отрасли, в рамках подготовки к Съезду Союза, который состоится 17 ноября текущего года в ходе ежегодного форума «Транспортная неделя», организуемой Минтрансом РФ для открытого обсуждения наиболее актуальных транспортных вопросов и укрепления взаимопонимания между представителями государственной власти и бизнес-сообщества.

Совет рынка начинает и?..

18.01.2010

Первые итоги деятельности НП "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава" оказались, скорее, оптимистичными. Подтверждением чему, кстати, служит и то, что спустя полгода после регистрации НП пополняется новыми участниками – сейчас документы на вступление в Совет оформляют ОАО "ТрансКонтейнер" и ЗАО "3Р".


Идея о саморегулировании в транспортной сфере появилась задолго до 2009-го – времени завершающего этапа структурной реформы и ликвидации инвентарного парка. Однако именно в прошлом году клиент, как говорится, созрел – и многие участники рынка перевозок стали всерьез задумываться о необходимости создания саморегулируемой организации (СРО) компаний-операторов. Заместитель главы Росжелдора Алан Лушников назвал появление 20 мая 2009 года НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» историческим событием. Первоначально в данное некоммерческое партнерство вошли 12 крупнейших операторов, среди которых ОАО «ДВТГ», ООО «Фирма «Трансгарант», ОАО «НПК» (входит в Globaltrans), ООО «ТК «Новотранс», ООО «Трансойл», ООО «НТК» и др.

Для придания решениям партнерства большего веса председатель совета директоров Globaltrans Александр Елисеев предлагает в кратчайшие сроки закрепить обязательность членства в нем всех компаний-операторов. Хотя пока не совсем понятно, каким образом это будет соотноситься с Уставом НП, согласно которому стать членами Совета рынка могут только операторы, владеющие парком не менее чем 1 тыс. вагонов. Переходный период существования партнерства (до времени регистрации собственно СРО) оценивается его создателями в срок до одного года. Кстати, для этого нужно, чтобы в Совет вступили как минимум 25 компаний.

Так или иначе, первые полгода существования Совета рынка можно признать вполне успешными. Состав пополнился новыми членами – после продолжительных дискуссий в него все-таки решила вступить Первая грузовая компания, вначале собиравшаяся это сделать только при условии голосования членов внутри СРО пропорционально их долям в общем вагонном парке. Сейчас документы на вступление в Совет рынка оформляют ОАО «ТрансКонтейнер» и ЗАО «3Р».

Совет пользуется поддержкой и Министерства транспорта (в том числе Росжелдора), и ОАО «РЖД». С его мнением постепенно начинают считаться при обсуждении важнейших вопросов в функционировании и реформировании рынка перевозок. К примеру, на одном из последних НТС ОАО «РЖД» приглашенный представитель Совета рынка – председатель президиума НП Сергей Мальцев высказал аргументированную позицию Совета в части предложения РЖД ввести технологию работы сродни уходящему режиму инвентарного парка (точка зрения НП заключается в том, что такая технология противоречит принципам структурного реформирования).

Первым результатом работы НП стала представленная в октябре Концепция реформирования железнодорожного транспорта в сфере оперирования грузовым подвижным составом на среднесрочную перспективу (2010–2015 гг.). Партнерство во многом поддержало последние предложения РЖД, в том числе по наделению перевозчика правом передислокации простаивающих порожних вагонов (но только в том случае, если нет возможности найти их владельца) и по введению договора между перевозчиком и оператором (исключительно на добровольной основе). Отдельное внимание Совет рынка уделяет проблемам тарификации перевозок при ликвидации инвентарного парка и отсутствии, таким образом, у грузоотправителей ориентира – минимального тарифа на перевозку.

Несмотря на мнения некоторых экспертов, что по-настоящему значимым НП может стать только тогда, когда договорится с государством о том, какие именно сферы госрегулирования будут переданы на уровень отраслевого СРО, НП успешно выполняет свое главное предназначение, а именно – решает совместно с государственным перевозчиком базовые вопросы, возникающие при осуществлении деятельности компаний-операторов. Так, первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов предложил Совету рынка создать совместные рабочие группы сразу по нескольким направлениям и сконцентрировать внимание на детальной проработке следующих аспектов: внесение в базовые законы изменений, отражающих реальную структуру участников рынка перевозок; разработка постановления правительства «Об основах правового регулирования деятельности операторов»; разработка Правил перевозок приватных порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику; утверждение Перечня критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием для отказа от согласования заявки на перевозку грузов; формирование проекта типового договора оператора и перевозчика; унификация тарифов на порожний пробег приватных вагонов. В настоящее время деятельность совместных рабочих групп со стороны ОАО «РЖД» возглавляет первый вице-президент Вадим Морозов при активном участии вице-президента Вячеслава Лемешко, со стороны Совета рынка – председатель президиума НП Сергей Мальцев.

Таким образом, и ОАО «РЖД», и Совет рынка возлагают большие надежды на 2010 год в плане плодотворного сотрудничества и принятия решений по самым наболевшим вопросам взаимодействия перевозчика и операторов. Будем надеяться (и пока для этого есть основания), что Совет, который транспортное сообщество получило в прошлом году, окажется дельным, а главное – его деятельность будет иметь большое практическое значение.

Надежда Вторушина, информационный портал РЖД-Партнер  (http://www.rzd-partner.ru/comments/2010/01/18/349763.html)


Возврат к списку