На ФАС давят колеса

КОММЕРСАНТ: Металлурги пожаловались на ФАС, признавшую летом Выксунский метзавод (ВМЗ) Объединенной металлургической компании (ОМК) виновным в завышении цен на железнодорожные колеса. По их мнению, ФАС произвольно установила предельный уровень цен на колесо, которого должен был придерживаться ВМЗ, на уровне существенно ниже рыночного. Покупатели колес считают, что, вовлекая в спор высокопоставленных чиновников, металлурги пытаются оказать давление на ФАС. По данным “Ъ”, вопрос могут рассмотреть у первого вице-премьера Андрея Белоусова.

«Вот такой мир страданий от неумения договориться»

«Вот такой мир страданий от неумения договориться» КОММЕРСАНТ: Минувший сельскохозяйственный сезон ознаменовался экспортными ограничениями на зерновом рынке, а новый год дал второй в истории по объему урожай зерна, причем в тех регионах, из которых оно традиционно вывозится железной дорогой. 

Ж/д операторы России против запрета на импорт украинских колес для вагонов

ПРАЙМ: Российские ж/д операторы не поддерживают идею запретить импорт украинских железнодорожных цельнокатаных колес (ЦКК), – это может привести к дисбалансу рынка, удорожанию услуг и ухудшению их качества, говорят опрошенные РИА Новости представители отрасли.

На этой неделе появилась информация, что Минтранс РФ предлагает ввести запрет на импорт железнодорожных колес из Украины. Сейчас на цельнокатанные колеса производства украинской компании "Интерпайп" действует антидемпинговая пошлина в 34,22%.

«Главное, что мы хотим, – чтобы реформа продолжилась» - Дмитрий Королев, исполнительный директор НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава»

21.11.2009

В настоящее время отрасль находится на пороге перемен, когда независимые операторы перестают конкурировать с ОАО «РЖД» и становятся его активными партнерами по выработке эффективных технологий перевозки.


Наша концепция

В начале сентября Некоммерческое партнерство «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» провело круглый стол с участием представителей отрасли и профильных министерств и ведомств. Участникам была представлена для обсуждения Концепция реформирования железнодорожного транспорта в сфере оперирования грузовым подвижным составом на среднесрочную перспективу. Концепция касается, прежде всего, работы в сфере оперирования грузовым подвижным составом.

Предложенный документ был доработан с учетом предложений и пожеланий, поступивших от компаний-операторов и регулирующих органов исполнительной власти. Концепция была одобрена президиумом некоммерческого партнерства в октябре этого года. Начавшаяся в 2009 году деятельность партнерства показала, что саморегулируемая организация операторов (СРО) необходима участникам как рупор их интересов перед государством и ОАО «РЖД». Концепция рассчитана на среднесрочную перспективу и предполагает три этапа реформы с 2010 по 2015 год. Результатом ее должна стать та конфигурация рынка, которая отсеет недобросовестных участников и будет характеризоваться сильными игроками, соблюдающими принцип здоровой конкуренции, что будет гарантировать потребителям стабильность и безопасность железнодорожных перевозок.

Концепция рассчитана на среднесрочную перспективу, ее результатом должна стать та конфигурация рынка, которая отсеет недобросовестных участников и будет характеризоваться сильными игроками, соблюдающими принцип здоровой конкуренции, что будет гарантировать потребителям стабильность и безопасность железнодорожных перевозок

В три этапа

На первом этапе, это 2010 год, нами предлагается принять Целевую модель рынка железнодорожных грузовых перевозок с 2010 года. В этот период времени мы считаем необходимым определить базовые принципы системы управления перевозками в условиях полностью приватных парков гру зовых вагонов. Нужно интенсифицировать процесс внесения изменений в нормативно-правовые акты, в первую очередь в федеральные законы «О железнодорожном транспорте в РФ» и «Устав железнодорожного транспорта РФ», в Правила перевозок грузов и Тарифные руководства. Это необходимо для функционирования изменившегося рынка грузовых перевозок в рамках правового поля.

Изменения в нормативной базе должны быть синхронизированы во времени с принятием решения о способе и сроках полного дерегулирования вагонной составляющей и механизма преобразования инвентарного вагонного парка в приватный.

Одной из основных функций операторов является управление корреспонденциями пробегов порожних вагонов, находящихся в управлении операторских компаний. В свою очередь, ОАО «РЖД» осуществляет отработку технологических схем продвижения порожних вагонов по заданным операторами корреспонденциям. ОАО «РЖД» имеет полную консолидированную информацию о структуре грузопотоков, опираясь на которую оно способно создать новую эффективную технологическую бизнес-модель управления обезличенным парком порожних приватных вагонов, в которую операторы будут добровольно передавать часть управляемого ими подвижного состава. Также необходимо создать «биржу вагонов» в формате информационной площадки, на которой операторы и грузовладельцы/грузоотправители обмениваются информацией о параметрах перевозок, позволяющих заключать двусторонние договоры. Усилия партнерства направлены на объединение операторов на принципах саморегулирования и приобретение статуса саморегулируемой организации.

В фокусе – нормативн ая база

Второй этап реформы приходится на 2011-2012 годы. В этот период будет дорабатываться нормативно-правовая база, развиваться институт саморегулирования на железнодорожном транспорте. ФСТ России совместно с ОАО «РЖД» перестанут поддерживать в актуальном состоянии тарифы на перевозку грузов в инвентарном парке – общепринятый отраслевой индикатор на стоимость перевозки. Необходимо формирование новой общеотраслевой системы индикаторов, которая будет принята как ОАО «РЖД», так и операторами и грузовладельцами.

В этот же период формируются технологические системы управления перевозками в условиях полностью приватных парков грузовых вагонов, развивается регулировка собственного подвижного состава на основании свободного коммерческого договора, в том числе через «биржу вагонов». Начинается процесс выделения операторских компаний из холдинга ОАО «РЖД» путем продажи акций ДЗО на рынке ценных бумаг и развивается институт локальных перевозчиков, главным образом за счет операторов, работающих собственными поездными формированиями.

Важным на этом этапе для нас представляется разработка механизма гарантированных социальных перевозок и перевозок для государственных нужд. Сейчас этот механизм не ясен, но это важная тема и для операторов, и для государства. Механизм формирования посуточной вагонной составляющей может быть определен по критерию окупаемости подвижного состава за период 7–10 лет.

С ликвидацией инвентарного парка возрастает ответственность операторов подвижного состава в обеспечении грузовых перевозок. Повышение роли независимых компаний-операторов не должно сопровождаться усилением администрирования со стороны государственных органов власти и ОАО «РЖД».

На данном этапе реформирования необходимо задействовать рыночные механизмы саморегулирования. Возросшая ответственность компаний-операторов должна находиться в балансе с их полномочиями. Для этого требуется внести изменения в нормативно-правовую базу на железнодорожном транспорте. И тут роль НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» как саморегулирующей организации возрастает многократно.

Завершается процесс образования на базе некоммерческого партнерства саморегулируемой организации, что даст возможность реализовать на практике эффективную модель сочетания государственного регулирования с саморегулированием субъектов в области перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Этап третий, завершающий

Третий этап реформы ожидается в период с 2013 года. К этому времени уже сформирована отраслевая нормативная база, функционируют механизмы саморегулирования в сфере операторских услуг. Формируется институт локальных перевозчиков.

Завершается формирование структуры рынка грузовых перевозок новой конфигурации, существующего в условиях невозможности осуществить перевозку без привлечения подвижного состава операторов. Завершается процесс акционирования операторских компаний, сформированных на базе дочерних зависимых обществ ОАО «РЖД». Изучается вопрос о целесообразности разделения ОАО «РЖД» на перевозочную и инфраструктурную компании, рассматриваются необходимые изменения в тарифное регулирование и нормативную базу. Завершается процесс законодательного закрепления обязательного членства в СРО операторов железнодорожного подвижного состава. СРО будет предупреждать и снижать риски, связанные с операторской деятельностью, для операторов, перевозчиков, владельца инфраструктуры и для потребителей услуг операторов, а также будет представлять их интересы в установлении правового и технологического взаимодействия между операторами и владельцем инфраструктуры – перевозчиком.

Система регулировки вагонным парком на железнодорожном транспорте осуществляется в формате двухуровневой модели организации перевозок грузовым парком на сети железных дорог. Первый уровень – прямые двусторонние договоры между грузоотправителем и оператором, оператором и перевозчиком, грузоотправителем и перевозчиком с инвентарным парком. Второй уровень – добровольная регулировка по агентскому договору с ОАО «РЖД» и/или с иным независимым центром управления подвижным составом, который на данном этапе может обеспечить наибольшую экономическую эффективность оперирования подвижным составом. Процесс управления подвижным составом будет отличаться большей четкостью и прозрачностью, если в заявку на перевозку груза (форму ГУ-12) ввести графу конкретного оператора, обеспечивающего заявленную перевозку подвижным составом.

саморегулируемая организация операторов будет предупрежд ать и снижать риски, св язанные с операторской деятельностью, для операторов, перевозчиков, владельца инфраструктуры и для потребителей услуг операторов, а также будет предс тавлять их интересы в установлении правового и технологического взаимодействия межд у операторами и владельцем инфраструктуры – перевозчиком

Базовые принципы

На железнодорожном транспорте сохраняется свобода заключения договоров на регулировку подвижного состава между ОАО «РЖД» и компаниями-операторами. На начальном этапе предлагается разработку и опытное внедрение договора на регулировку реализовать в форме пилотного проекта между ОАО «РЖД» и операторскими компаниями, добровольно участвующими в проекте. Этот договор носит новаторский характер и при условии его коммерческой эффективности может быть заключен рядом операторов на гражданско-правовых началах. Следует отметить, что многие вопросы могут быть сняты разработкой и принятием Правил перевозки порожних вагонов.

Процесс передачи инвентарного парка в дочерние операторские компании говорит об усилиях со стороны ОАО «РЖД» по сохранению и развитию института операторов на железнодорожном транспорте. Некоммерческое партнерство одобрило базовые принципы взаимодействия операторов с перевозчиками и другими субъектами рынка грузовых перевозок.

Базовые принципы взаимодействия операторов с перевозчиками и другими субъектами рынка грузовых перевозок

1. Развитие системы договорных отношений между перевозчиком и оператором, определяющих условия взаимодействия в перевозочном процессе; предоставление операторам права на заключение договора на регулировку порожнего подвижного состава исходя из технологии работы каждого конкретного оператора.

2. Предоставление владельцу инфраструктуры права на передислокацию вагонов, занимающих пути общего пользования сверх нормативного срока, на объявленные станции.

3. Совершенствование системы планирования перевозок грузов, а также введение системы планирования перевозок порожнего подвижного состава.

4. Государственное регулирование условий занятия инфраструктуры транспорта общего пользования подвижным составом операторов, включая тарифное регулирование.

5. Сохранение принципа расчета тарифных расстояний по нормативам, утвержденным в установленном законом порядке (Тарифным руководством).

6. Введение саморегулирования в сфере операторской деятельности.

7. Последовательное формирование правовой среды «от общего к частному»: ревизия отраслевых законов, развитие норм в постановлениях Правительства РФ, а также нормативных актах федеральных органов исполнительной власти.

8. Разработка и внедрение нормативных правовых актов в сфере взаимодействия операторов с другими субъектами рынка грузовых перевозок с учетом мнения операторского сообщества и при непосредственном участии представителей операторского сообщества (СРО операторов).

«РЖД-Партнер» № 21 (169) ноябрь 2009  (http://www.rzd-partner.ru/magazine/rzd-partner/169/5655.html)


Возврат к списку