Союз транспортников России выдвинул предложения по регуляторным решениям в целях поддержки стабильности железнодорожного транспорта в условиях пандемии

Союз транспортников России выдвинул предложения по регуляторным решениям в целях поддержки стабильности железнодорожного транспорта в условиях пандемии Комитет по железнодорожному транспорту Союза транспортников России (СТР) провел Круглый стол, посвященный проблемам отрасли, в рамках подготовки к Съезду Союза, который состоится 17 ноября текущего года в ходе ежегодного форума «Транспортная неделя», организуемой Минтрансом РФ для открытого обсуждения наиболее актуальных транспортных вопросов и укрепления взаимопонимания между представителями государственной власти и бизнес-сообщества.

Роль частных владельцев подвижного состава на рынке железнодорожных перевозок пока еще не определена. Владельцы подвижного состава призывают государство выступить в качестве регулятора этих отношений. РЖД выступают за создание новых технологических услови

18.11.2009

Общий тон обсуждению на "круглом столе" "Формирование рынка частных вагонов. Методы управления собственным парком" задало выступление юриста некоммерческого партнерства "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава" Светланы Брокар. Она отметила в своем выступлении, что в отраслевое законодательство не внесены изменения, которые регулировали бы отношения субъектов рынка перевозок: владельцев подвижного состава и РЖД как перевозчика и владельца инфраструктуры.



По ее мнению, система управления вагонными парками должна основываться на обновленном законодательстве. При этом регулятором отношений между владельцами подвижного состава и РЖД должно выступать государство.

Светлана Брокар заявила, что в настоящее время снижается уровень госрегулирования отношений РЖД и владельцев подвижного состава. И в связи с этим необходимо последовательно от законов к нормативным актам определить роль операторов подвижного состава в процессе перевозки, их правоотношение с перевозчиками, владельцами инфраструктуры.

По словам представителя некоммерческого партнерства, в Уставе железнодорожного транспорта не прописаны принципы работы частных вагонов на сети РЖД. Кроме того, отсутствуют соответствующие нормативные термины. "Я не знаю, что такое простой, отстой, остановка, кружной маршрут. Я не знаю, как будут установлены тарифы на услуги инфраструктуры. Я не знаю, как я должна подать заявку на порожний пробег", - заявила Светлана Брокар. Она также добавила, что договоры владельцев подвижного состава и РЖД должны основываться на коммерческих интересах сторон, а не заключаться по принуждению. "Оператор - это субъект бизнеса, он, без сомнения, заключает договор с РЖД как с владельцем инфраструктуры и перевозчиком в связи с тем, что это необходимо в его производственной деятельности", - заявила Светлана Брокар.

Заместитель руководителя Федеральной службы по тарифам (ФСТ) Виталий Евдокименко отметил, что в доводах представителя некоммерческого партнерства отсутствовало видение роли и правового статуса операторов подвижного состава на рынке транспортных услуг.

Его поддержала генеральный директор Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД" Елена Кунаева. Она отметила, что на сегодняшний день оператор не является участником перевозочного процесса, не является стороной договора. "Ни в одном договоре нет ответственности перевозчика и оператора, собственника подвижного состава", - подчеркнула она.

Представитель некоммерческого партнерства отметила, что в правовой концепции необходимо отойти от понятия "публичный перевозчик". "Я в правовой концепции вижу очень большие проблемы. Если наша страна не перейдет от концепции публичного перевозчика к концепции договорного перевозчика, то у нас будет большой разрыв между правовой концепцией и реально существующей ситуацией на сети", - заявила представитель некоммерческого партнерства.

Светлана Брокар, в свою очередь, считает, что операторы являются субъектами перевозочного процесса. "Именно отличие их деятельности от всех других владельцев подвижного состава состоит в том, что они являются профессиональными участниками рынка, экономическим содержанием их отношений является использование вагонов в процессе перевозки", - заявила она.

"Мы поддерживаем Минтранс в стремлении расширить правовое регулирование операторской деятельности и ввести в закон "О железнодорожном транспорте" не только понятие перевозчика, но и основы деятельности оператора, принципы саморегулирования на рынке услуг подвижного состава и иные вопросы, связанные с взаимоотношениями оператора и перевозчика. Но не на основе договора, а на основе норм, установленных в Уставе железнодорожного транспорта", - подчеркнула Светлана Брокар.

Глава ФСТ отметил, что на сегодняшний день де-юре законодательством предусмотрено понятие оператора подвижного состава. Но в том виде, в каком оно дано в законе "О железнодорожном транспорте", ни один из владельцев подвижного состава не может быть идентифицирован как оператор подвижного состава. "Все отношения, которые осуществляются между владельцами подвижного состава и грузоотправителем, строятся на основе норм гражданского законодательства и, в крайнем случае, закона о транспортно-экспедиционной деятельности. Поэтому настало время обсудить вопрос: какая конструкция модели рынка грузовых перевозок должна быть в условиях того количества подвижного состава, которое не принадлежит перевозчику, и с перспективами того, что перевозчик останется вообще без подвижного состава при решении проблемы хозяйственного обособления", - подчеркнул Виталий Евдокименко. По его словам, после этого станет понятно, какие изменения надо внести в действующее законодательство в части формирования правовой основы. "Мы тогда сможем принять все необходимые меры для того, чтобы оптимизировать ресурсы инфраструктуры, оптимизировать количество подвижного состава для обеспечения прогнозных объемов грузоперевозок", - отметил глава ФСТ.


Как вписаться в рынок (Гудок, 18.11.09)


Возврат к списку